Взрыв в вестибюле крытой Manchester Arena прогремел 22 мая, около 22.30, сразу после концерта американской звезды Арианы Гранде. Начиненный болтами и гайками пояс смертника сработал за пределами самой арены — в закрытом фойе, уже заполненном зрителями, выходившими после шоу. Жертвами трагедии стали 22 человека, еще 119 ранены, половина тяжело. Среди погибших большинство подростков, в том числе девочка 13 лет. Город, как и вся страна, в шоке от разорванных тел и моря крови.
А дальше все как всегда. Премьер-министр Тереза Мэй объявила, что возможны новые атаки, а потому уровень террористической угрозы повышается с «серьезного» до «критического». Скотленд-Ярд сообщил, что под его командованием военные берут под охрану «ключевые объекты», в том числе Букингемский дворец королевы и резиденцию премьер-министра на Даунинг-стрит. Военная охрана появилась даже у здания посольства РФ в Лондоне. Отменили смену почетного караула у Виндзорского замка, закрыты обе палаты парламента, отложены публичные мероприятия. Болельщики «Челси» отменили намеченное на воскресенье победное шествие.
Впервые после 2003 года улицы британской столицы в рамках операции Temperer патрулируют 984 военнослужащих с автоматами. В Северной Ирландии тоже объявили о появлении дополнительных патрулей, но пообещали, что военных в форме на улицах не будет (из-за неприятных ассоциаций). На самом деле Скотленд-Ярду нужно высвободить патрульных в штатском для массового участия в расследовании. Солдаты в боевой экипировке постоят на перекрестках для спокойствия. Пока арестовали семь человек в Манчестере и Нанитоне. Но это еще не все: 8 июня у Терезы Мэй выборы в парламент, для ее победы нужны наглядные результаты.
За что британец Салман взорвал толпу сограждан
Полиция вычислила, что исполнителем теракта был 22-летний Салман Абеди — родившийся в Великобритании в 1994 году сын беженцев из Ливии. Парень был известен спецслужбам Королевства, так как вырос в очень дружной диаспоре ливийцев, заселивших благополучный квартал Манчестера. Его отец Рамадан Абеди в 2001-м участвовал в рядах боевиков из Libyan Islamic Fighting Group в «революции» против лидера Джамахирии. В 2004 году LIFG присягнула «Аль-Каиде», и Госдеп США записал ее в террористические. Но отцу будущего смертника дали спокойно укрыться дома в Англии, где ждали жена и четверо детей. После убийства Каддафи он уехал в Бенгази.
А вот сыновья — старший Исмаил и средний Салман — прикипели к Англии. Старшего брата, учителя Корана в местном медресе, сейчас арестовали по подозрению в причастности к взрыву на концерте. Салман ходил в приличную школу Burnage Academy for Boys и потом поступил в Салфордский университет, который, правда, вскоре бросил, чтобы пойти работать в булочную. По свидетельству приятелей, был любителем покурить «травку» и большим фанатом «Манчестер Юнайтед». Как все, словом.
Как же Абеди из тихого пекаря стал убийцей сверстников? Ответ дружков: он с пол-оборота велся на всякую чушь и навещал папу в Ливии, откуда вернулся замкнутый, с одноклассниками общение завязал. Похоже, Салмана завербовали и уговорили стать «мулом» (на языке террористов), так как бомбу с очень мощной начинкой ему делал профессионал. А значит, считает полиция, он — лишь винтик сети джихада в Британии.
Террористом снова оказался «мусульманин, рожденный в Великобритании, который радикализировался, параллельно наслаждаясь свободами западного общества», — возмущена The Wall Street Journal. Издание предлагает решать проблему терроризма «там, где ее корни — в мусульманских общинах, живущих в изоляции от основной части общества в крупных городах, — Манчестере, Париже и Брюсселе. Мусульманам придется взять на себя конечную ответственность за искоренение радикалов в своей среде».
Все надежды на толерантность...
Надо сказать, обыденная реакция британского правительства и других евроруководителей на кровавый теракт в Манчестере вызвала глубокое раздражение специалистов в сфере борьбы с террором. The Washington Times прямо указывает на то, что Европа зачем-то упорно отрицает угрозу исламского терроризма. Например, лондонский мэр Садик Хан в стремлении успокоить сограждан договорился до того, что терроризм — это часть городской жизни...
Газета цитирует эксперта American Enterprise Institute. «Политический класс находится в состоянии отрицания, что по-прежнему ограничивает возможности профессионалов в области безопасности решать проблему радикализма доморощенных рекрутов джихада. Европейские лидеры слишком робки, чтобы посадить их в тюрьму и выбросить ключ. Европа — это плодородная почва для укоренения радикализма... Европейцы продолжают принимать у себя огромное количество мусульман и делают вид, что отнюдь не приносят джихад, хаос и кровопролитие себе и своим детям. Но это именно так», — заключает эксперт The Washington Times.
Британская же пресса пытается предлагать сохранить мультикультурализм и открытость назло врагам. The Times считает, что «цивилизация способна одержать победу в асимметричной войне с террористами». Три щита цивилизации — это «разведданные спецслужб», «стойкость граждан, которые не дают террористам себя запугать», «твердое стремление выборных лидеров уберечь ценности, ненавистные террористам». «В итоге только толерантность обнажит банальность фундаментализма, а открытость гарантирует, что экстремистам будет негде укрыться», — дает политкорректный рецепт The Times.
Американцы сливают секреты англичан
Циничная Bild сообщает со ссылкой на секретный доклад европейских спецслужб, что по состоянию на апрель 2017 года 6,66 млн беженцев в средиземноморских странах ждут возможности прорваться в Европу. Комментарий газеты к трагедии в Манчестере: «Сегодня Европа переживает волну террора — и мы находимся в самом начале этой волны. Поражение ИГИЛ в Сирии и Ираке может увеличить террористическую опасность».
Цитируемый Bild советник израильских спецслужб Арье Шаликар уверен, что «Европа слишком вялая и брезгливая в вопросах борьбы с терроризмом. Евросоюзу, и в особенности Германии, надо делать значительно больше».
Лондонская The Guardian выяснила, что американские партнеры в очередной раз слили своей прессе полученное от англичан неразглашаемое до поры имя смертника. Салман Абеди был тут же назван автором покушения в репортажах заокеанских СМИ со ссылкой на «американских чиновников», хотя британские коллеги своим информации не дали. Новое разглашение секретов усилило опасения по поводу утечек из администрации Дональда Трампа. В итоге 10 тысяч журналистов рванулись к дому бомбиста, за которым полиция тайно наблюдала. The Guardian сомневается, что в будущем союзники США будут также охотно делиться с ними разведданными.