На рынке — дороже?

Почему растут цены на продукты, а качество товара оставляет желать лучшего

По данным Минпромторга, стоимость товаров на рынках в России не ниже, чем в магазинах, а рост цен идет намного быстрее. Почему же россияне по-прежнему покупают там до трети продовольствия?

У кого наценка выше?

По результатам проведенного исследования, более низкие средние цены на рынках (а всего их в России 3427) были зафиксированы лишь на куриные окорочка, сосиски, сардельки, вареную колбасу, сливочное масло, творог и сухофрукты. Все остальные продукты стоят там столько же, сколько в магазинах, и дороже. Более того, в 2010-м товары на рынках подорожали на 11,6% (при среднем росте в торговле 9,1%). Представители сетевых компаний с радостью кинулись комментировать итоги этого мониторинга. По их словам, супермаркетам удается предлагать более низкие цены за счет больших объемов закупки товара. А продавцы на рынках закупают небольшие партии, при этом свой навар имеет и оптовик, и сама торговая точка. Поэтому до покупателя товар доходит подорожавшим на 75–100%.

Между тем, по данным исследования Высшей школы экономики, в большинстве магазинов РФ торговая наценка составляет до 30%. И она добавляется зачастую к цене перекупщика, доставляющего тот или иной товар (30–50%). Так что наживаются на покупателях и на рынке, и в магазинах одинаково.

Другое дело, что аппетиты сетевых продавцов худо-бедно может умерить ФАС. Во-первых, в сетях легче доказать сговор. Во-вторых, легче отследить рост цен (если в течение месяца стоимость социально значимого продукта в магазине возрастет более чем на 30%, государство может ввести госрегулирование его цены). Зафиксировать стоимость товара у каждого продавца на рынке и уж тем более доказать сговор — дело неподъемное. С другой стороны, регулировать цены на рынке могут сами покупатели, голосуя рублем. Не понравились тебе помидоры за 300 рублей у одного продавца, покупай за соседним прилавком за 100 рублей. Правда, на то, чтобы в поисках подходящей цены обойти близлежащие магазины, потребуется время.

Тухлятина из магазина

Еще одним преимуществом рынка, как ни странно, стало качество продаваемой продукции.

Как рассказали «Труду-7» в обществе защиты прав потребителей «Общественный контроль», в 2010-м число жалоб на качество продовольствия вышло на первое место среди всех претензий потребителей. И чаще всего в реализации просроченного товара обвиняют сетевые магазины. Не успевая реализовать те самые большие партии, продавцы супермаркетов самостоятельно «продлевают» сроки годности продуктов. На рынке же именно за счет того, что партии закупаются маленькие, есть шансы приобрести свежий и качественный продукт.

Кстати, на рынке чаще, чем в магазинах, можно встретить отечественные продукты. Производителям проще пробиться туда, чем в сетевые магазины. Однако стоимость отечественных овощей и фруктов практически такая же, как заморских в магазинах. Как объяснил нам эксперт общероссийской общественной организации «Сельская Россия» Сергей Шугаев, во многих зарубежных странах сельхозпроизводители, отправляющие продукцию на импорт, получают госдотации, и этим компенсируются затраты на перевозки. Плюс, как правило, товар оттуда отправляют большими партиями, а у нас из хозяйств в магазины — мелкими, что очень невыгодно. Поэтому наши овощи и фрукты продают по той же цене или даже дороже.