"СУХОЙ" В ОСТАТКЕ

Вчера Дмитрий Медведев завершил свою первую поездку в дальнее зарубежье - Китай. Подписано семь официальных документов в сфере политики, экономики, бизнеса и туризма. "За кадром" официальных переговоров остались интриги и даже едва не начавшиеся скандалы.

Визит, по общему признанию, удался. Президент Медведев и председатель Ху Цзиньтао подписали Совместную декларацию России и Китая по основным международным вопросам. Подписаны также соглашение о базовых условиях контрактов по оказанию технического содействия в сооружении четвертой очереди газоцентрифужного завода по обогащению урана и поставкам российского обогащенного уранового продукта (мнение Сергея Кириенко см. ниже), План совместных действий на 2008-2010 годы по туризму, межбанковское соглашение и ряд других документов.
По данным "Труда", российская сторона была намерена поднять тему "правового регулирования в сфере ВТС", в частности заключения с китайской стороной соглашения о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной собственности. Ряд экспертов отмечали, что китайская сторона собирает некоторые образцы российских вооружений и военной техники, не имея на это лицензии. В частности, минобороны Поднебесной приступает к выпуску собственного истребителя, который фактически является копией российского Су-27. Аналогичная ситуация складывается с авиационным двигателем АЛ-31Ф, который Китай без разрешения пытается выпускать на своих предприятиях, уверяя специалистов, что это двигатель собственной разработки.
Отвечая на вопрос корреспондента "Труда", как дальше будет развиваться сотрудничество с Китаем после проблем с копированием китайцами наших самолетов, глава корпорации "Сухой" Михаил Погосян осторожно заметил, что "это вопрос не его компетенции". Тем не менее, по его словам, на определенном уровне с китайцами будут идти разговоры на эту тему. "Мы заинтересованы в том, чтобы соблюдались авторские права, уважались наши лицензионные соглашения. Что касается "Сухого", то выход из этой ситуации мы видим в том, чтобы все время двигаться вперед и создавать опережающие разработки", - отметил глава компании. По мнению Погосяна, выгодно продавать и лицензии, и саму продукцию. "Рынок меняется, и к этому Пекину нужно приспосабливаться", - убежден он. Тем не менее, как сообщил "Труду" вице-премьер Александр Жуков, проблему нарушения китайцами прав на интеллектуальную собственность в этот раз решили не поднимать.
специалист
"ЭТО ВАЖНЫЙ ДЛЯ НАС ОПЫТ"
Перспективы отношений в области атомной энергетики с Китаем по просьбе "Труда" комментирует глава Росатома Сергей Кириенко.
- Во сколько обошелся китайцам контракт с Росатомом?
- Общая стоимость подписанного соглашения составляет более 1 млрд. долларов. Оно носит системный характер, поскольку предполагает строительство четвертой очереди газоцентрифужного завода в городе Ханьчжун и получение долгосрочных контрактов на поставки низкообогащенного урана в течение 10 лет. Это важный для нас опыт, потому что в последние годы внутри России мощностей накопилось с избытком, а по обогащению мы еще не возводили комплексные заводы.
- Куда будет поставляться обогащенный уран?
- Китайцы будут производить его исключительно для нужд своей промышленности.
- У МАГАТЭ может возникнуть законный вопрос: а не преследует ли Китай, как и Иран, военных целей?
- КНР - ядерная держава. Поэтому никаких упреков с точки зрения нарушения режима нераспространения к Китаю быть не может. В МАГАТЭ знают, что такого риска не сущест-вует.
- Правда ли, что с помощью России китайцы хотят построить у себя более 100 атомных электростанций?
- Китай развернул колоссальную по масштабам программу строительства АЭС. Они и сами строят, и готовы пригласить американцев и французов. В ближайшие 20 лет Пекин намерен построить около 100 энергоблоков. Недавно китайцы обратились к нам с просьбой рассмотреть возможность строительства быстрого реактора большей мощности. В июне в Москву приедет серьезная делегация экспертов. В атомной отрасли Китай для нас остается традиционным стратегическим парт-нером.