Как отмечать эти события и чем украшать дома и храмы в эти дни, сейчас широко известно. Даже больше, пожалуй, чем на самом деле предписывает церковь. Знающие люди советуют, например, постараться добыть цветы, которые были рядом со священником во время службы, - от многих болезней, говорят, помогает такой венок.
А вот что именно празднуем, известно куда меньше. Хотя, конечно, сам сюжет на слуху. На пятидесятый день после того, как Христос воскрес, и на десятый после того, как вознесся в небо, апостолы собрались вместе в Иерусалиме и пережили невероятное приключение:
"Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках..."
После этого ученики Христа, собственно, и стали апостолами - смелыми, мудрыми проповедниками веры, за которую почти все и погибли.
Только смысл события этим сюжетом не исчерпывается, а содержание праздника не сводится к церковным обрядам и весеннему убранству помещений.
Богословы открывают бездонные глубины случившегося почти две тысячи лет назад в маленькой горнице. И главное, на чем настаивают, что это не одномоментное явление, о котором стоит помнить, а процесс, который продолжается. И который мы можем переживать так же, как апостолы.
А можем и игнорировать. Даже называя себя вполне искренне верующими, исправно соблюдая обряды и празднуя по всем правилам Троицу и Духов день.
Это зависит от того, как ответить на вопрос: что нам оставил Христос?
Как говорит диакон Андрей Кураев, "достаточно хоть немного задуматься и ответить: Христос оставил нам Духа Святого".
И продолжает: "Ведь в этом и состоит главный смысл религиозной истории: мир оказался оторван от Бога, и в этой своей оторванности он начал задыхаться, болеть, умирать. Чтобы насытить этот умирающий мир энергиями жизни, надо не просто с Небес провозгласить ему прощение. Водолаза, который задыхается из-за того, что по ошибке сам перерезал себе шланг с подачей воздуха, не спасут слова капитана: "Я прощаю тебе порчу государственного имущества!" Нужно, чтобы Дух Жизни вновь был посреди нас и в нас. Бог должен быть с нами и после Вознесения. Мир истории не должен быть изолирован от Вечного круга бытия".
То, о чем говорит отец Андрей, относится как к богословской теории, так и к самой что ни на есть насущной практике.
Как к отдельному человеку, так и к целому народу.
Где мы? С кем мы? Живы ли? Не перекрываем ли сами себе доступ к жизненным энергиям? Духом Жизни насыщаемся или утыкаемся в кормушки с мертвечиной? И есть ли у нас будущее? Вопросы вроде бы не совсем праздничные. Но праздники предстоящие - День Святой Троицы и День Святого Духа - все же именно об этом.