Впрочем, вот и первый облом: никакая Стрейзанд к нам не едет. Хотя в прессе назывались уже и сроки, и место - 30 июня, Дворцовая площадь Санкт-Петербурга... В чем же дело? Не сошлись с капризной американкой в цене? Известно ведь: хоть Стрейзанд давно уже не "смешная девчонка", какой запомнилась нам по знаменитой музыкальной комедии 40-летней давности, но вокальную форму вполне сохранила. На днях, например, чопорные англичане поворчали, а раскупили-таки билеты на ее грядущее шоу в Лондоне по немыслимым даже для видавшей виды Британии ценам - до 600 фунтов!
Но, как пояснила мне известный специалист в области концертного промоушена Надежда Соловьева, вопрос о приезде Стрейзанд в Россию никем из серьезных импресарио не обсуждался. Точно так же, как, например, не обсуждался и приезд трех великих теноров, хотя некоторые СМИ еще год назад уверяли: едут, едут! Словно забыв: трио не может спеть в своем классическом составе уже хотя бы потому, что один из его участников, Лучано Паваротти, тяжело болен.
Откуда же слухи? Да ведь, кроме серьезных импресарио, у нас полно несерьезных. Тех, кто, не обладая достаточным профессионализмом в концертном деле, тем не менее отчаянно берется за него. И в результате чаще всего и сам терпит провал, и другим путает все карты. В случаях, подобных делу со Стрейзанд, можно сказать, кому-то еще очень повезло: все расстроилось, не успев начаться. Но ведь бывало, что крах наступал и на куда более ответственной ступени. Вспомним хоть единственные в России гастроли Майкла Джексона. Тогда всех отечественных промоутеров сумела растолкать локтями некая компания "Десса". Вообще-то торговавшая водкой. Но вот захотелось ей блеснуть, так сказать, на поприще культуры. Результат непрофессионализма - около 2 миллионов долларов убытка, который принес концерт короля поп-музыки в Лужниках. Еле заплатили гонорар Джексону, и кто с тех пор что-либо слыхал о компании "Десса"?
А вот случай с Мадонной - достаточно свежий в памяти. Сколько было скандалов в связи с ее прошлогодним сентябрьским приездом в Москву! И переносили дату выступления, и "спускали" его с Воробьевых гор в Лужники, и билеты из-за этого перепечатывали... Но тут как раз первоначальную ошибку совершили не наши, а заграничные менеджеры - международная компания "Лайв Нейшн", которая организовывала мировой тур Мадонны. Оказывается, есть авантюристы и там. Считая (будем справедливы - не без основания), что в российском бизнесе пока еще довольно много хаоса, они решили сэкономить. И стали искать себе партнера в нашей стране за демпинговую цену. Солидные российские фирмы отказались - кто сразу, а кто уже в процессе игры, как, например, ГУП "Кремль". Осталась одна мало кому до того известная петербургская (при том, что концерт в Москве) компания. Не имеющая достаточного опыта работы со звездами да просто не умеющая толком договариваться об организации мер безопасности, что вызвало естественную отрицательную реакцию столичного ГУВД... Свои 5 миллионов долларов Мадонна, конечно, получила - не рассчитаться с артистом такого уровня в мире еще никто не решался, но ее московский концерт прошел при полупустых трибунах, и баланс горе-устроители во главе с "Лайв Нейшн" свели с громадным минусом.
Вот, кстати, проблема: звезды дорого стоят, а окажутся ли они по карману нашей публике? Ведь средняя цена билетов на Мадонну была около 150 у.е. Ну, правда, нынешние гости чуть поскромнее: на Осборна или "Металлику" можно попасть и за 40, на "Аэросмит" - за 60. И все равно, считает Надежда Соловьева, есть опасность, что эти шоу тоже могут остаться не полностью распроданными.
Особенно если вспомнить масштабы билетной спекуляции. У мафии, скупающей билеты оптом в кассах, есть гнусное обыкновение: если товар не удается перепродать с приличным приваром, она эти билеты просто уничтожает... Свои ловушки и в интернете. На Западе этот рынок устоялся, публика хорошо усвоила названия двух-трех серьезных билетных компаний, с которыми стоит иметь дело. У нас же потенциальный зритель, решивший довериться какому-нибудь из сотен интернетовских сайтов-однодневок, переплачивает в разы...
Не забудем и о фальшивобилетчиках. Хотя пик их мошенничеств пришелся на дикие 1990 годы, рецидивы, подчас острые, случаются и по сей день. Особенно задали они перцу год назад во время концерта группы "Депеш мод", продав аж 20 тысяч фальшивок - в два с половиной раза больше, чем мест в зале. Устроителям даже пришлось прибегнуть к крайней мере - обмену всех подлинных билетов в день концерта на новые... Но все же нынче такое - редкость: правоохранительные органы не дремлют, да и наш брат журналист трудится, подробно описывая, как должны выглядеть подлинные билеты (это, например, сильно подрубило крылья мастерам самопала во время гастролей Мадонны).
И все равно, продолжает Надежда, концертный бизнес - один из самых рискованных. Даже при профессиональном менеджменте. Кто, скажем, мог предугадать, что не принесут прибыли концерты Рода Стюарта или Шер? А вот почему-то не пошли на них зрители... Добавим фактор форс-мажора. Ведь артист - существо хрупкое, подверженное всяческим поветриям. Где, например, гарантия, что лидер "Аэросмита" Стив Тайлер вновь не разобьет себе микрофонной стойкой колено (из-за чего отменился приезд группы 10 лет назад)? А тем более кто поручится, что шальной гитарист Кейт Ричардс из "Роллинг Стоунз", накачанный алкоголем или наркотой, опять не полезет на какую-нибудь пальму и не разобьет себе голову - именно так год назад он сорвал половину мирового тура команды...
Хотя, уточняет Надежда, большинство звезд - интеллигентные и вполне прогнозируемые люди. Плывущая по жизни без руля и без ветрил Уитни Хьюстон, чьи гастроли дважды срывались из-за увлечения голосистой красавицы наркотиками, - скорее исключение из правил. Есть среди знаменитостей и настоящие душки, или говоря по-английски, easy, как, скажем, Стинг, с которым общаться и решать деловые вопросы - одно удовольствие. А леденящие кровь рассказы о звездных капризах вроде требования срочно перестроить под прихоти гостя целый гостиничный этаж - по большей части журналистские выдумки. Уж кто может быть круче сэра Пола Маккартни? Но самым причудливым пунктом в его райдере оказалась просьба, чтобы в автомобиле певца... не было натуральной кожи, поскольку экс-битл - известный борец за права животных. Изнеженная Мэрайя Кери, конечно, слегка удивила российских промоутеров условием, чтобы в номере было восемь (!) увлажнителей. Но с другой стороны, что тут особенного, если так лучше для ее связок, привыкших к влажному тропическому воздуху? А упомянутый уже Оззи Осборн, когда-то ради куража глотавший во время концерта настоящих летучих мышей, нынче вовсе присмирел - попросил в артистическую лишь пару жареных куриных грудок, вегетарианские супы, сыр и минералку.
Еще одна проблема, традиционно волнующая зрителей, - безопасность. Вот тут, надо сказать, мы если не впереди планеты всей, то в первых рядах. Снова вспоминается, как после окончания феерического шоу Мадонны, когда, казалось бы, ничто не сможет перебить полученное сильнейшее впечатление - публика Большой спортивной арены Лужников устроила отдельную овацию... милиции и солдатам-спецназовцам. Ведь они четко и, можно сказать, интеллигентно сработали в тот вечер, а развод их караула был по-настоящему красив...
С грустью замечу: все вышесказанное относится прежде всего к Москве и Петербургу. В глубь России большинство западных звезд не заезжают - в одной из богатейших стран мира зарплаты таковы, что ни на какую Мадонну у публики не хватит денег. В последние годы лишь такие ветераны поп- и рок-сцены, как "Дип Пеплз", или "Назарет", или Томас Андерс, или "Бони М", добирались до Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска и других российских городов-миллионников...
Но если в вашем городе, уважаемый читатель-меломан, все же намечается звездный концерт - смело вперед! Только позаботьтесь о том, чтобы купить настоящий билет за его настоящую цену. Для чего советуем: лучше идти к проверенному распространителю билетов (скажем, это городская дирекция театрально-концертных касс, которая тоже работает у вас на глазах уже много лет). Причем являться к кассе надо в первые дни продаж, и желательно не в одиночку, а сплоченной группой любителей музыки, среди которых есть и крепкие мужчины, которые смогли бы отразить натиск спекулянтов. А вот на милицию в таких случаях, увы, особо рассчитывать как раз не стоит - у нее с махинаторами зачастую свои тонкие отношения.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Стало известно, что отменился московский концерт Элтона Джона. Менеджмент артиста счел, что условия на открытой эстраде Парка Горького не позволяют провести шоу "Red Piano" на должном уровне. Зрители столицы не увидят сэра Элтона за гигантским красным роялем посреди декораций, похожих одновременно на трубочки с мороженым и на нью-йоркские небоскребы... Слабым утешением служит то, что заодно отменены и выступления сэра Элтона в Венеции, Берлине, Париже, Севилье. А вот питерский концерт 6 июля пока в графике гастролера значится.