ФАБРИКА НЕГОДНЫХ ТОВАРОВ

Среда минувшей недели стала поводом для всенародного ликования, а суббота - тоже довольно-таки массового, но уже разочарования. Две ночные телетрансляции - в среду из Лиссабона, а в субботу из Киева собрали рекордные даже для прайм-тайма аудитории. Оно и понятно: в состязаниях такого ранга наши зрители всей душой желали успеха своим.

О европейской победе футболистов ЦСКА и поражении певицы на конкурсе "Евровидения" написано уже достаточно. Моя тема скромнее - о роли ТВ в первом и втором случаях.
Телеэфир не слишком жалует поклонников футбола. Были годы, когда, ссылаясь на те же рейтинги, руководители крупнейших каналов свели его на экране почти на нет. В последнее время ситуация, правда, несколько изменилась в лучшую сторону. Но не настолько, чтобы назвать ее удовлетворительной.
Неудивительно, что первоначально предполагалось показать финал Кубка УЕФА по "малотиражному" каналу "Спорт", и только в самый последний момент трансляцию перенесли на "Россию". А матч ЦСКА - "Спартак", состоявшийся в позапрошлое воскресенье, поначалу вовсе отсутствовал в телепрограммах. Хотя, казалось бы, наш клуб как финалист европейского кубка, даже если б не было лиссабонской победы, мог претендовать на внимание со стороны телевизионщиков.
Зато "снимать сливки" с триумфа наше ТВ умеет и любит. Пятничный "Основной инстинкт" Светлана Сорокина начала, выйдя под золотым дождем конфетти в красно-синем шарфе фанатов ЦСКА. И сразу же озвучила предложение спикера Госдумы объявить 18 мая Днем российского футбола. Студия бурно приветствовала Валерия Газзаева, руководителя клуба, футболистов. Здесь, кроме них, собрались еще и болельщики: видные политики, спортсмены, деятели искусств.
Праздничная атмосфера чествования победителей не помешала начать серьезный разговор о том, чего не хватает сегодня нашему футболу. О деньгах, о невнимании государства, о развитии детского спорта. К сожалению, ни слова не сказали о ТВ. О том, как много могло бы оно сделать для болельщиков.
В отличие от футбола к поп-культуре ТВ относится с нежностью. Уже пять последних сезонов по многу месяцев на двух главных каналах проходят безразмерные передачи, где нам показывают, как шаг за шагом юноши и девушки осваивают основы эстрадного ремесла. С ними занимаются специалисты по вокалу и сценическому движению, для них пишут песни довольно известные композиторы.
Называется все это "Фабрика звезд", "Народный артист". Хотя, конечно, не только звездами, но и просто грамотными артистами большинство выпускников этих ускоренных "телевизионных университетов" считаться не могут. Там их не столько учат искусству, сколько натаскивают именно в ремесле.
Несмотря на то, что последнюю, пятую "фабрику" курировала сама Алла Пугачева, ее участники, как и четырех предыдущих, выглядели похожими друг на друга, будто выращенные на птицефабрике инкубаторские цыплята. Причем юные "звезды", даже лучшие среди них, выглядели своего рода клонами разных знаменитостей. Нетрудно понять ощущения публики, которая увидела на экране сразу такое количество копий.
Но создатели "Фабрики звезд" и "Народного артиста" как ни в чем не бывало нахваливали своих "победителей". Мало того, так случилось, что в нашей стране фактически не Министерство культуры и не Союз композиторов, а ТВ определяет сегодня политику в области массово-развлекательных музыкальных жанров. Оно не только по собственной прихоти щедро предоставляет одним исполнителям эфир, а другим в нем отказывает. Крупнейшие каналы в последнее время выступают от имени государства, готовя песни для международных фестивалей и направляя туда своих избранников-исполнителей.
Что из этого получается, можно увидеть, проследив результаты нашего бездарного участия в песенном конкурсе "Евровидение". Мелодии и исполнители, выбранные, вопреки мнению музыкальной общественности, узким кругом далеких от искусства телеруководителей, отправляются на конкурс в сопровождении шумной рекламы и уверений в непременной победе. А возвращаются с позором, заняв место где-нибудь во втором десятке.
Так случилось и на сей раз. Хотя в крикливой, похожей на балаган получасовой субботней программе, предваряющей прямую трансляцию финала конкурса, Андрей Малахов с присущей ему бесцеремонностью уверял миллионы зрителей в грядущей победе. В московской студии собралось множество людей, там были и родители российской конкурсантки, выпускницы "Фабрики звезд-5", и ее кроха-брат. Продюсер нашей певицы объявил всем, что она поехала в Киев "с потрясающей песней".
Можно себе представить состояние всех собравшихся, когда были объявлены результаты конкурса. Впрочем, ТВ не вернулось в студию. Вероятно, из-за застенчивости. А победила певица из Греции Елена Папаризу. Она выступила с прекрасной песней, в которой с первой же ноты слышны были национальные мотивы. В отличие от нас не пыталась подделаться под среднеевропейские вкусовые стандарты. И победила.