- Евгений Александрович, как формируется цена на бензин?
- Стоимость одной тонны 92-го бензина на 52 процента состоит из налогов и акциза, на 19 процентов из прибыли продавцов ГСМ. Все остальное - это стоимость сырья, расходы на переработку и реализацию, то есть производственные издержки.
- Кто устанавливает цены на ГСМ?
- В России нет биржи. Все цены определяются рынком, спросом и предложением на топливо. Когда в декабре - январе нефтяники снизили экспорт, предложение превысило спрос, и цены на заправках пошли вниз.
- Итак, оптовые цены устанавливают нефтяники, каждую весну поднимая их на очередную рекордную высоту. Выходит, нет на них управы?
- У кого в руках нефть, тот и диктует рынку цены. В столице, например, ценовую политику определяет Московская нефтяная компания. Расхожее мнение, будто зимой бензин дешевеет, потому что многие машины ставятся на сезонный прикол, неверно. На самом деле топливо в течение года расходуется всегда одинаково, а цены на АЗС зимой снижаются по одной простой причине - сокращается экспорт нефти. Весной все наоборот. В такой ситуации правительство поступает совершенно логично, повышая экспортные пошлины. Ведь с начала года за границу было вывезено почти 50 млн. тонн нефти - на 13 процентов больше, чем за тот же период в 2004 году.
Так что и государству очень выгоден рост экспорта, от которого оно получает львиную долю доходов. А вывозить нефть все равно будут - норма прибыли позволяет нефтяникам чувствовать себя комфортно даже при таких пошлинах. Не случайно в мае все компании гнали сырье за рубеж, стараясь вывезти как можно больше до вступления с 1 июня в силу новых ставок пошлины.
- А сколько бензина мы продаем за границу?
- Если сравнивать с сырой нефтью, то очень немного. В 2004 году из 30 млн. тонн произведенного в России бензина всех марок на экспорт ушло меньше 5 млн. тонн. С соляркой дело обстоит иначе. При объеме производства в 55 млн. тонн за границу было продано больше половины - почти 28 млн. тонн дизтоплива. При этом основная часть экспорта светлых нефтепродуктов приходится на страны СНГ, в которых автомобили приспособлены к потреблению нашего - низкокачественного, но относительно недорогого горючего.
- Может, нашему правительству стоит последовать примеру украинского премьера Тимошенко, которая у себя на родине административным способом "поставила на место" российских нефтяников?
- Ничего хорошего от затеи Юлии Тимошенко не вышло. Власть в соседней стране просто выкрутила руки нашим нефтяникам, которые вынужденно согласились потерпеть до 1 июня. Как долго будет продолжаться административный беспредел, сказать пока трудно. Но совершенно понятно, что ситуация сложилась не к удовольст-
вию украинских потребителей топлива - там разразился топливный кризис. Понятно, что торговать в убыток себе никто не будет. Если правительство Украины не образумится, то товарные потоки пойдут в сторону от границ этой страны. Часть нефти останется в России, где будет производиться больше бензина по меньшей цене, чем теперь. В итоге никому не нужного противостояния Украина получит дефицит и еще больший рост цен на ГСМ. Российская власть понимает пагубность аналогичных шагов и не собирается следовать дурному примеру.
- Когда на мировом рынке цены идут вниз, у нас все остается на прежнем уровне. Почему?
- Ничего подобного. В декабре-январе цены на бензин снизились в среднем на рубль. Сейчас они поднялись на ту же величину. Такова психология потребителя, который болезненно реагирует только на подорожание продукции и ни в коем случае - наоборот. Просто когда случается заметное движение цен на мировых биржах, внутренний рынок реагирует с запоздание на две-три недели.
- А почему цены на фирменных АЗС чаще всего выше, чем у небольших компаний, не имеющих своего производства?
- Я бы посоветовал водителям беречь свои автомобили и не заправляться на таких АЗС, где вам предлагают низкие цены. Там, как правило, торгуют суррогатным бензином.
- В Америке, импортирующей нефть, бензин стоит уже дешевле, чем у нас...
- На первый взгляд кажется парадоксальным, что американцы, потребляющие в пять раз больше нефти чем мы, платят за бензин столько же. А все потому, что глубина переработки нефти в России 60-70 процентов, в США - 96-97 процентов. К тому же в США совсем иная налоговая система. Там платится только акциз в размере 20-23 процентов от стоимости готового продукта. А у нас на налоги уходит более 50 процентов выручки.
- Что же мешает нашим-то нефтяникам, зарабатывающим огромные деньги, строить современные нефтеперерабатывающие заводы?
- Какой смысл тратить деньги и время на производство лишнего для нашего рынка бензина, когда можно гнать нефть на экспорт, получая свою прибыль без лишних хлопот и издержек. Поэтому за все постсоветское время в России не было построено ни одного нового НПЗ. Это одна из основных причин того, что мы, например, производим всего 6 процентов качественного дизтоплива.
- Так что-то можно сделать, чтобы цены не кусались?
- Прежде всего следует снизить налоги, дифференцировать акцизы на топливо: чем выше качество, тем ниже сборы, а также стимулировать инвестиции в производство высокооктанового бензина. Кстати, эту позицию отстаивает Минэкономразвития. А Минфин, напротив, с 2006 года собирается увеличить на 9 процентов акцизы на ГСМ. Если это случится, казна получит еще больше денег, которые продавцы бензина, можно не сомневаться, вытряхнут из кармана россиян. Думаю, летом бензин снова подорожает. Правда, до 20 рублей за литр, как прогнозируют пессимисты, дело не дойдет.