БОЛЬШОЙ СКАЧОК ЗА РУЛЬ

Царство велосипедов, каким слыл Китай еще десять лет тому назад, за считанные годы превратилось в автомобильную империю. Если в 2000 году наш сосед произвел 2,07 миллиона автомобилей, то в прошлом году - уже 4,4 миллиона, а на следующий год, по всем расчетам, их производство может достигнуть 10 миллионов. Как прогнозируют острословы, не за горами то время, когда машин в стране станет больше, чем самих китайцев.

Однако шутки в сторону - автомобилестроение в Китае растет как на дрожжах. Сегодня в КНР насчитывается более 120 автомобильных заводов, в каждом четвертом выпускаются легковушки. При этом треть из автосборочных предприятий Китая относится к категории если не карликового, то мелкого производства и способна производить не более тысячи машин в год.
Автомобильный бизнес сегодня в Китае не только сверхприбылен (норма прибыли в этой отрасли колеблется в пределах 25 - 28 процентов), но также моден и престижен. Едва ли не всякая крупная китайская компания считает делом чести инвестировать в автомобилестроение: не так давно фирма "Аокэсы" из восточнокитайской провинции Чжэцзян, специализирующаяся на выпуске кондиционеров воздуха, вознамерилась вложить 8 млрд. юаней (966 млн. долларов) в производство легковых автомобилей. Вслед за ней потянулись корпорации "Лифань" (мотоциклы), "Чунльлань" (бытовая электротехника), "Хунта" (табачные изделия), "Улянъе" (алкогольные напитки) и многие другие, решившие ухватить кусок от жирного пирога под названием "автомобильный рынок". В кругах бизнесменов популярной стала шутка "если ни на что больше не годен - выпускай автомобили".
Львиную долю автопроизводителей в Китае составляют местные предприятия, но хватает и совместных проектов. Сегодня на огромном рынке Поднебесной представлены все мировые автогиганты - "Дженерал моторс" расширяет производственные мощности в Шанхае, "Мерседес-Бенц" разворачивает сотрудничество со столичным концерном "Бэйцзин джип", на северо-востоке в Шэньяне готовятся к выпуску новые модели БМВ, а "Хонда-Гуанчжоу" объявил о намерении удвоить объем продаж. Но ведь есть еще СП с концернами "Форд", "Тойота", "Даймлер-Крайслер", "Ниссан-Рено", "Пежо-Ситроен", "Хендэ" и "Дэу".
Интерес ведущих автомобилестроителей к Китаю понятен - членство страны в ВТО открывает сказочные возможности для закрепления на самом большом и быстрорастущем рынке автовладельцев, тем более что направленная на стимулирование спроса государственная политика льготного кредитования предельно облегчила покупку автомобиля простыми гражданами. Сегодня в КНР стать владельцем автомобиля можно, заплатив лишь 20 процентов его стоимости, остальные деньги погашаются в рассрочку на 8 лет. С учетом неуклонного повышения реальных доходов населения приобретение машины, о чем прежде китайцы и мечтать не смели, превратилось в весьма реальную цель.
Почему вдруг власти КНР, невзирая на огромное по численности население, нехватку земель и высокую степень зависимости экономики от импорта энергоносителей взяли курс на автомобилизацию всей страны? По мнению Ли Цзиншэна, возглавляющего НИИ автомобильной информации, развитие автопромышленности не только стимулирует покупательский спрос, но, что более важно, порождает мультипликационный эффект и способствует облегчению неизменно актуальной для КНР проблемы занятости. Ведь помимо тех, кто занят непосредственно выпуском автомобилей, создаются рабочие места в смежных производствах, сферах техобслуживания, строительства дорог и многих других объектов автомобильной инфраструктуры.
Выгоды автомобилизации, убеждены китайцы, намного перевешивают ее издержки. Поэтому они готовы мириться с изнурительными заторами и длиннющими пробками на дорогах, дороговизной бензина, дефицитом мест для парковок и стоянок, занудными разбирательствами с местными гаишниками, простаиванием в очередях автосервиса и прочими хлопотами, знакомыми всякому автовладельцу. За относительно короткий период "автомобильной лихорадки" в Китае успели убедиться и в том, что механический четырехколесный друг человека зачастую бывает и его лютым врагом - так, из года в год растет число погибших в ДТП, превысившее в прошлом году 110 тысяч человек. Однако все эти минусы ничуть не тормозят движение Китая по пути тотальной автомобилизации.
Увы, в потоках несущихся перед глазами машин не видно знакомых контуров - под напором китайских и зарубежных авто с магистралей Поднебесной как-то незаметно исчезли нередкие еще в начале 1990-х наши "лады" и "волги". За истекшие годы Россия так и не смогла создать прочные позиции на рынке машинотехнической продукции КНР, включая автомобили.
Но не все, оказывается, потеряно безвозвратно. В торгпредстве РФ в КНР корреспонденту "Труда" сказали, что в настоящее время близок к заключению контракт на поставки в Китай партии внедорожников "Урал", ведутся переговоры и по другим перспективным моделям. А стало быть, есть надежда на то, что по дорогам Поднебесной будут колесить и машины с маркой "сделано в России"...