В затянувшемся споре кинематографистов, отстаивающих Госкино как автономное ведомство, с
В затянувшемся споре кинематографистов, отстаивающих Госкино как автономное ведомство, с государственным чиновником Михаилом Швыдким, выполняющим указ президента о слиянии этой структуры с Министерством культуры, похоже, еще рано ставить точку. Использовав, казалось бы, все возможные, в том числе и радикальные средства убеждения - от писем и обращений к президенту до массовых манифестаций, - деятели кино созвали чрезвычайный пленум в надежде, что их "голос будет наконец-то услышан". Впрочем, эта надежда высказывалась во многих посланиях, направленных ранее главе государства, на которые так и не было получено ответа. Но и чрезвычайный пленум ситуацию не разрешил, а только еще больше ее обострил. Пока по-прежнему неизвестно, кто выиграет в этом споре. Указ, в котором сказано: "Передать Министерству культуры функции упраздненного Госкомитета по кинематографии", уже подписан. Деятелям кино предстоит убедить президента, чтобы тот дал указу обратный ход.
Надо сказать, что тенденция к поиску компромисса, наметившаяся было на недавней встрече Швыдкого с некоторыми представителями оппонирующей стороны, на пленуме не получила развития. Кинематографисты, не удовлетворенные речами министра, обещавшего и отдельную строку бюджета, и сохранение за кинематографистами здания в Гнездниковском переулке, и должность замминистра бывшему председателю Госкино Александру Голутве, до сих пор задаются вопросами: зачем нужно было ликвидировать самостоятельное ведомство и что все это значит? "Значить это может очень многое и очень разное, - сказал на пленуме Никита Михалков, - от неуемной корысти до пустой оплошности в череде более важных и насущных государственных дел, от притупленного усталостью внимания до надменного чиновничьего презрения к некоему стаду, которому должно быть все равно, кто его пасет".
Многие участники пленума высказали сомнения в искренности Михаила Швыдкого, пытающегося выдвинуть аргументы в пользу не понравившегося кинематографистам решения. Окончательная же цель происходящих перемен, по их мнению, связана с новым переделом собственности, в результате которого фильмофонды киностудий и сами киностудии окажутся в частных руках. Среди тех, кто в этом заинтересован, назывались имена министра печати Лесина и олигарха Березовского. Понятно, что кинематограф рано или поздно начнет приносить прибыль, она-то и привлекательна более всего. "Я уже два года постоянно сталкиваюсь с попытками отнять у студии фильмофонд, - сказал директор "Мосфильма" Карен Шахназаров. - А теперь найден идеальный вариант: студия просто забирается вместе с ее фильмофондом". Председатель думского Комитета по культуре Николай Губенко изрядно попенял Швыдкому за то, что тот из театрального критика превратился в коммерсанта и заподозрил его в авторстве идеи слияния Госкино с Минкультом. Режиссер Вадим Абдрашитов категорически высказался против каких бы то ни было компромиссов и предостерег присутствующих коллег: "Нас на любом компромиссе подловят". О том, что власти недооценивают влияние киноискусства на умы и настроения граждан, говорил бывший председатель упраздненного комитета Александр Голутва, которому Швыдкой предложил возглавить департамент по кино. "Без вашего согласия, - обратился Александр Алексеевич к участникам пленума, - я это предложение принять не могу".
Вообще надо отметить, что впервые за долгое время внутренних распрей и обид кинематографисты проявили настойчивое единодушие, которое давно уже в их рядах не наблюдалось. Героические усилия деятелей кино, отстаивающих не только свое ведомство, но защищающих свою независимость, свободу и, если хотите, свое достоинство, заслуживают всяческой поддержки. "Да, наша отрасль нуждается в реформировании, но мы сами сумеем это сделать, нам не нужны наставники из Минкульта", - этими словами Михалков подчеркнул самостоятельность любых намерений и действий кинематографистов.
Теперь ответ за президентом. Упорное молчание главы государства трудно объяснить, но расценить это можно и как демонстративное пренебрежение мнением народных и заслуженных артистов, знаменитых режиссеров и просто тех, кто создавал и создает национальный кинематограф. "Обидно, что Путин не нашел времени встретиться с уважаемыми нами людьми, - сказал режиссер Александр Сокуров, - это не по-петербургски, как-то нехорошо, стыдно..."
Пленум решено было приостановить с тем, чтобы принять резолюцию, в которой записана очередная просьба к президенту принять делегацию кинематографистов. Сформировать ее из самых известных и авторитетных деятелей кино поручено Никите Михалкову. Если и на этот раз не последует реакции президента, то кинематографисты намерены остановить весь съемочный процесс, то есть устроить забастовку.