Вертолет кружил над островами, затерянными среди морской глади. Тюлени отдыхали на песке.
Вертолет кружил над островами, затерянными среди морской глади. Тюлени отдыхали на песке. Разбуженные гулом моторов, они лениво потянулись к воде, отпугивая резвящихся у берега осетров.
Это Северный Каспий. А узкие участки суши, куда мы приземлились, - Жемчужные острова - Большой и Малый.
- Здесь будут добывать нефть, - пояснил мой сосед по салону вертолета Владимир АНИКИЕВ - академик Российской академии естественных наук, генеральный директор междисциплинарного института экологических проектов.
Как и его коллеги, Владимир Васильевич прибыл в Калмыкию на первую научно-практическую конференцию по комплексному изучению и освоению шельфа Северного Каспия, проходившую при участии Министерства природных ресурсов России и "Калмнефти". Цель конференции - разработать стратегию освоения углеводородов в условиях уникального моря-озера, ставшего в последнее время предметом пристального внимания не только прикаспийских стран, но и США, объявивших Каспий зоной своих национальных интересов.
России здесь принадлежит две трети морских подземных кладовых, но пока она в области изучения и освоения участков шельфа отстает от своих соседей.
Правда, ситуация меняется. Для эффективного исследования и разработки здешних недр вступили в деловой альянс Газпром, ЛУКОЙЛ и ЮКОС, объединили усилия "Татнефть" и "Калмнефть". Предполагается создать мощный консорциум из российских научно-исследовательских, поисковых, добывающих и производственных предприятий
Геополитика, говорили участники конференции, определяет развитие региона. Летом представители пяти прикаспийских государств - а это Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран - соберутся на саммит для определения статуса Каспия. От того, как решится этот вроде бы сугубо технический, а на самом деле весьма существенный, принципиальный вопрос, будет зависеть доля участия и собственности каждой страны. Но общими, согласованными должны стать условия освоения недр.
- Они определяются принципом "не навреди", - сказал Ринат Мурзин, начальник управления ресурсов шельфа и Мирового океана Министерства природных ресурсов России. - Надо прежде всего определить углеводородный потенциал региона. По разным оценкам на Каспии сосредоточено от двух до нескольких десятков миллиардов тонн ценнейшего сырья. Также необходимо оценить, где и как вести разработку недр. Посмотреть, соизмеримы ли затраты с тем ущербом, который может быть нанесен окружающей природе, - ведь на Каспии сосредоточена самая большая популяция осетровых в мире. С этой целью мы обсудили практические вопросы по реализации "Комплексной программы разведки и освоения углеводородных ресурсов на Северном Каспии и прилегающих к нему территорий", рассчитанную до 2005 года.
Еще вопрос - как отразится реализация программы на экономическом состоянии региона? Будут ли соблюдены интересы населения, проживающего здесь?
Проблем много. Первоочередная, конечно, заключается в необходимости проведения масштабных исследований шельфа.
На геополигоне, разместившемся на каналах, впадающих в море, нам продемонстрировали новые технологии сейсмического исследования глубин.
Как рассказал генеральный директор ГП "Южморгеошельф" Александр Ингатов, сбор сейсмической информации производится в щадящем режиме специальными пневмоисточниками. В свое время за их изобретение группа разработчиков получила Государственные премии.
Один из лауреатов, Юрий Москаленко, разъяснил принцип сейсмических работ на воде. Если на суше сейсмика исследуется с помощью взрывов, то в морских условиях это недопустимо. Пневматические излучатели используют энергию сжатого воздуха, а гидродинамический удар позволяет просветить земную толщу от четырех до 18 километров. Для Северного Каспия это особенно важно. Залежи здесь древние, в основном расположены на больших глубинах.
Предложенные "Южморгеошельфом" технологии - не единственные из новшеств, применяемых на Каспии. Здесь мы увидели и совершенно новый катамаран на воздушной подушке, созданный специально для работ в так называемой транзитной зоне. Он легко передвигается как по воде, так и по суше.
- Это помогает решать многие задачи, - говорит президент АО "Калмнефть" Владимир Болдырев. - Посмотрите: вот она, транзитная зона - десятки тысяч квадратных километров мелководья, покрытого камышом. Вести исследования и разработку месторождений в таких условиях очень сложно. Требуются не только новые технологии, но и принципиально новый транспорт. Для этих целей организовываем научно-исследовательский институт "Каспморгеошельф", который будет заниматься в том числе и созданием новых транспортных средств.
Масштабные исследования, которые разворачиваются сейчас на Каспии - это только первый шаг на пути к реализации перспективной программы добычи углеводородов. Она прежде всего подчиняется требованиям сохранения экологического равновесия в регионе. Для этого внешнюю среду необходимо изолировать от добычи нефти.
В одном из номеров "Труда" мы уже рассказывали об идее искусственных островов, над которыми сейчас работают проектировщики. Мне довелось познакомиться с инженерами из архитектурной группы научно-исследовательского центра "Океангеотехника", занимающихся разработкой этого проекта.
- Сама идея насыпных островов в принципе не нова, - сказал мне заместитель директора ЦКБ Владимир Караваев. - Они применяются в Японии, Арабских Эмиратах, да и у нас в России. Особенность этого проекта состоит в том, что технологические процессы добычи и переработки углеводородов полностью отделены от внешней природы. Такого в мировой практике еще не было, и поначалу все это даже казалось абсурдом. Теперь, когда взялись за дело, стало ясно, что со временем скептиков поубавится...
Пока же главный вывод, сделанный геологами, экологами, учеными-практиками и другими участниками форума, просто и точно выразил академик Владимир Аникиев: "Я приятно удивлен новыми подходами и первыми результатами в программе освоения шельфа. Как правило, те, кто охраняет природу, и те, кто эксплуатирует ресурсы, пребывают в резком антагонизме. Впервые в своей практике я наблюдаю естественный симбиоз, когда добытчики заранее беспокоятся о сохранении качества окружающей среды. И рад взаимопониманию Министерства природных ресурсов и нефтяных компаний".