ИДЕМ НА ШЕЛЬФ

Вертолет кружил над островами, затерянными среди морской глади. Тюлени отдыхали на песке.

Вертолет кружил над островами, затерянными среди морской глади. Тюлени отдыхали на песке. Разбуженные гулом моторов, они лениво потянулись к воде, отпугивая резвящихся у берега осетров.
Это Северный Каспий. А узкие участки суши, куда мы приземлились, - Жемчужные острова - Большой и Малый.
- Здесь будут добывать нефть, - пояснил мой сосед по салону вертолета Владимир АНИКИЕВ - академик Российской академии естественных наук, генеральный директор междисциплинарного института экологических проектов.
Как и его коллеги, Владимир Васильевич прибыл в Калмыкию на первую научно-практическую конференцию по комплексному изучению и освоению шельфа Северного Каспия, проходившую при участии Министерства природных ресурсов России и "Калмнефти". Цель конференции - разработать стратегию освоения углеводородов в условиях уникального моря-озера, ставшего в последнее время предметом пристального внимания не только прикаспийских стран, но и США, объявивших Каспий зоной своих национальных интересов.
России здесь принадлежит две трети морских подземных кладовых, но пока она в области изучения и освоения участков шельфа отстает от своих соседей.
Правда, ситуация меняется. Для эффективного исследования и разработки здешних недр вступили в деловой альянс Газпром, ЛУКОЙЛ и ЮКОС, объединили усилия "Татнефть" и "Калмнефть". Предполагается создать мощный консорциум из российских научно-исследовательских, поисковых, добывающих и производственных предприятий
Геополитика, говорили участники конференции, определяет развитие региона. Летом представители пяти прикаспийских государств - а это Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран - соберутся на саммит для определения статуса Каспия. От того, как решится этот вроде бы сугубо технический, а на самом деле весьма существенный, принципиальный вопрос, будет зависеть доля участия и собственности каждой страны. Но общими, согласованными должны стать условия освоения недр.
- Они определяются принципом "не навреди", - сказал Ринат Мурзин, начальник управления ресурсов шельфа и Мирового океана Министерства природных ресурсов России. - Надо прежде всего определить углеводородный потенциал региона. По разным оценкам на Каспии сосредоточено от двух до нескольких десятков миллиардов тонн ценнейшего сырья. Также необходимо оценить, где и как вести разработку недр. Посмотреть, соизмеримы ли затраты с тем ущербом, который может быть нанесен окружающей природе, - ведь на Каспии сосредоточена самая большая популяция осетровых в мире. С этой целью мы обсудили практические вопросы по реализации "Комплексной программы разведки и освоения углеводородных ресурсов на Северном Каспии и прилегающих к нему территорий", рассчитанную до 2005 года.
Еще вопрос - как отразится реализация программы на экономическом состоянии региона? Будут ли соблюдены интересы населения, проживающего здесь?
Проблем много. Первоочередная, конечно, заключается в необходимости проведения масштабных исследований шельфа.
На геополигоне, разместившемся на каналах, впадающих в море, нам продемонстрировали новые технологии сейсмического исследования глубин.
Как рассказал генеральный директор ГП "Южморгеошельф" Александр Ингатов, сбор сейсмической информации производится в щадящем режиме специальными пневмоисточниками. В свое время за их изобретение группа разработчиков получила Государственные премии.
Один из лауреатов, Юрий Москаленко, разъяснил принцип сейсмических работ на воде. Если на суше сейсмика исследуется с помощью взрывов, то в морских условиях это недопустимо. Пневматические излучатели используют энергию сжатого воздуха, а гидродинамический удар позволяет просветить земную толщу от четырех до 18 километров. Для Северного Каспия это особенно важно. Залежи здесь древние, в основном расположены на больших глубинах.
Предложенные "Южморгеошельфом" технологии - не единственные из новшеств, применяемых на Каспии. Здесь мы увидели и совершенно новый катамаран на воздушной подушке, созданный специально для работ в так называемой транзитной зоне. Он легко передвигается как по воде, так и по суше.
- Это помогает решать многие задачи, - говорит президент АО "Калмнефть" Владимир Болдырев. - Посмотрите: вот она, транзитная зона - десятки тысяч квадратных километров мелководья, покрытого камышом. Вести исследования и разработку месторождений в таких условиях очень сложно. Требуются не только новые технологии, но и принципиально новый транспорт. Для этих целей организовываем научно-исследовательский институт "Каспморгеошельф", который будет заниматься в том числе и созданием новых транспортных средств.
Масштабные исследования, которые разворачиваются сейчас на Каспии - это только первый шаг на пути к реализации перспективной программы добычи углеводородов. Она прежде всего подчиняется требованиям сохранения экологического равновесия в регионе. Для этого внешнюю среду необходимо изолировать от добычи нефти.
В одном из номеров "Труда" мы уже рассказывали об идее искусственных островов, над которыми сейчас работают проектировщики. Мне довелось познакомиться с инженерами из архитектурной группы научно-исследовательского центра "Океангеотехника", занимающихся разработкой этого проекта.
- Сама идея насыпных островов в принципе не нова, - сказал мне заместитель директора ЦКБ Владимир Караваев. - Они применяются в Японии, Арабских Эмиратах, да и у нас в России. Особенность этого проекта состоит в том, что технологические процессы добычи и переработки углеводородов полностью отделены от внешней природы. Такого в мировой практике еще не было, и поначалу все это даже казалось абсурдом. Теперь, когда взялись за дело, стало ясно, что со временем скептиков поубавится...
Пока же главный вывод, сделанный геологами, экологами, учеными-практиками и другими участниками форума, просто и точно выразил академик Владимир Аникиев: "Я приятно удивлен новыми подходами и первыми результатами в программе освоения шельфа. Как правило, те, кто охраняет природу, и те, кто эксплуатирует ресурсы, пребывают в резком антагонизме. Впервые в своей практике я наблюдаю естественный симбиоз, когда добытчики заранее беспокоятся о сохранении качества окружающей среды. И рад взаимопониманию Министерства природных ресурсов и нефтяных компаний".