В Перми подвел итоги XIV всероссийский открытый конкурс балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой. Один из самых авторитетных в мире, по сути имеющий международный статус, он подтвердил несколько очевидных истин. Во-первых, даже самой прекрасной классической хореографии противопоказана музейная неприкосновенность: в ней можно быть успешным, только вложив в нее, помимо усердия, настоящее артистическое чувство. Во-вторых, соседство с современной хореографией не просто оттеняет классику, но жизненно необходимо ей, заряжая классических исполнителей драйвом и творческим духом. В-третьих, трудно найти молодого состоявшегося балетного артиста, даже из самых далеких стран, у которого в педагогической родословной не было бы «русского следа»: этих людей, как правило, сразу отличаешь по уверенному владению основами классического танца.
Юлия Бачева из Санкт-Петербурга стала лауреатом второй премии среди хореографов современного танца за номер «Кукольный дом» на музыку Джона Кейджа, который исполнила сама в дуэте с Егором Кабановым
Конкурс в Перми проводится с 1988 года, он стал одним из брендов «третьей культурной столицы России». Состязание проходит в Театре оперы и балета имени Чайковского при поддержке министерства культуры РФ, администрации Пермского края и самого города Перми, а также под эгидой Союза театральных деятелей России и Международного совета танца при ЮНЕСКО. Главным же творческим вдохновителем «Арабеска» на протяжении двадцати лет была великая балетная (и семейная) пара Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. После ухода Екатерины Сергеевны из жизни ее супруг взял на себя художественное руководство состязанием и добился присвоения конкурсу имени Максимовой.
Нынешний «Арабеск» – это около тридцати участников в младшей группе (13-17 лет) и более 80 – в старшей (18-25 лет). Они представляли 14 стран мира, в том числе не только ближайшее окружение России, но также США, Аргентину, Бразилию, Великобританию, Македонию… Понятно, что самую значительную группу составили российские конкурсанты – в старшей группе это более 30 человек. Но вполне сравнимую по мощи делегацию (18 танцовщиков) прислала Республика Корея. Десять человек представили Японию. Неожиданно большая команда прибыла из Монголии – восемь претендентов. Можно сожалеть, что не было никого с родины балета – из Франции, или из такого «азиатского балетного монстра», как Китай. Хотя автору этих строк куда жальче, что не приехали трое заявленных участников с Украины – глубоко родственной нам балетной державы, чья сильная хореографическая школа тесно связана общим происхождением с русской традицией.
Номер «Андрогин» Павла Глухова исполнили москвичи Анна Акелькина (третья премия среди исполнителей современного танца) и Григорий Сергеев
Должен заметить, что видел только третий тур конкурса в классической хореографии. Почти половина его участников – с Дальнего Востока и из Центральной Азии. Наши конкурсанты выступили крепко. Зал тепло приветствовал москвичку Екатерину Клявлину (вариация Нирити из балета «Талисман» в хореографии Мариуса Петипа), ее земляка Марка Чино (вариация Франца из «Коппелии» в хореографии Александра Горского), Айтала Ефимова из Якутска (вариация Солора из «Баядерки» в хореографии Вахтанга Чабукиани)... Конечно же, особые симпатии достались юным пермякам – Кириллу Макурину (вариация из «Большого классического па» Обера в хореографии Виктора Гзовского), Альбине Колобовой (вариация из балета «Венецианский карнавал» в хореографии Петипа)…
Приз жюри прессы под председательством критика Сергея Коробкова достался Александру Омельченко (вариация Базиля из «Дон Кихота» в хореографии Горского). Зрительские симпатии оказались на стороне ученика Пермского хореографического училища Георгия Еналдиева (вариация Филиппа из балета «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена).
Вместе с тем бросилось в глаза: пьедестал почета, сформированный международным жюри под председательством Васильева, вовсе не выглядел оккупированным нашими исполнителями. Только Марк Чино в своей младшей группе добрался до первого места. Лучшей среди девочек признана кореянка Ко Ын Ли (па-де-де из «Пламени Парижа»). А в старшей группе первые места – у посланцев Дальнего Востока: кореянки Со Чон Мин (па-де-де из балета «Талисман» в хореографии Петипа) и разделивших эту премию юношей – корейца Чин Соль Ым (партнера своей соотечественницы по «Талисману») и японца Томоха Терада (вариация Остапа из балета «Тарас Бульба» Соловьева-Седого в хореографии Ростистава Захарова). Смело вторглась в ряды лидеров бразильская пара Таис Диоженес – Вагнер Карвалью (второе и третье места соответственно).
Харука Уемура (третья премия) предстала в образе Жизели, партию которую мечтает станцевать целиком в своем театре в Улан-Удэ
Сопутствовал успех и танцовщикам из бывшей советской Средней Азии. При том что численно их было относительно немного. Киргиз Марат Сыдыков органично станцевал вариацию из «Корсара» в хореографии Чабукиани, что было справедливо оценено второй премией. А казахского исполнителя Эркина Рахматуллаева отметили спецпризом за чистоту стиля в вариации Альберта из «Жизели» в хореографии Перро и Коралли.
В этом выдвижении иностранцев на лидирующие позиции – парадокс, ключ к которому, возможно, в том, что многие из них занимались у русских педагогов и/или танцуют в российских театрах. Например, точно и стильно станцевавшие хореографию Александра Горского в па-де-де из «Дон Кихота» бразильцы – воспитанники Школы Большого театра, 16 лет назад открытой в городе Жоинвиле по инициативе Владимира Васильева. А разговорившись с Харука Уемура, тронувшей трепетным исполнением па-де-де из второго действия «Жизели», я выяснил, что она училась в Улан-Удэ и работает в Бурятском театре оперы и балета. Позвал ее туда художественный руководитель балета в этом театре – японец Морихиро Ивата, победивший на «Арабеске» в 1992 году и с тех пор связавший свою жизнь с нашей страной. Другой японец, нынешний обладатель первой премии Томоха Терада, учился в Академии Олега Виноградова в Вашингтоне и теперь служит в Екатеринбургском театре оперы и балета, мечтает, признался мне, о роли Меркуцио.
Эти юные энтузиасты балета с Востока, видимо, обладают такой тягой к любимому искусству, что готовы преодолевать ради него любые трудности, от географических и языковых до собственно художественных. И достигают блестящих результатов, опережая даже природных носителей русской хореографической традиции.
И еще одно обстоятельство. Тот же Терада выступил хоть с классическим, но притом ярко национальным номером. И этот виртуозный гопак Остапа с умопомрачительными прыжками имел у публики заметно больший успех, чем просмотренные по пятому-шестому разу па-де-де из «Дон Кихота» или «Корсара». Индивидуальная краска плюс искренний кураж обеспечили юноше победу.
Москвич Марат Нафиков получил первую премию в номинации «исполнитель современного танца» за номер «Одержимый» на музыку Альфреда Шнитке
В этом смысле исполнителям классической хореографии, думаю, полезно поучиться у тех, кто исполняет современный танец. В первую очередь – отношению к материалу не как к застывшему на века музейному экспонату, а как к живому пластическому высказыванию, которое происходит ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. И очень хорошо, что с этого года в программе «Арабеска» появился современный танец. К сожалению, мне не довелось увидеть сами конкурсные туры, но программу гала-концерта победителей 23 апреля эти несколько номеров чрезвычайно украсили. Правда, все они почему-то оказались выдержаны в одной интонации – стремительно-темповой, остро синкопированной, едко ироничной. Совершенно не было композиций раздумчивого, лирического плана – может быть, все они остались на более ранних этапах, а для финального шоу устроителям понадобились именно такие густо перченые кунштюки. Но в головокружительности им не откажешь, особенно номеру «Одержимый» хореографа Никиты Иванова в исполнении москвича Марата Нафикова, дуэту «Унесенные» петербургского хореографа Константина Кейхеля в исполнении Анастасии Николаевой и Андрея Остапенко, номеру «Сила притяжения» в авторском исполнении челябинца Арсена Именова.
А вот Гран-при на «Арабеске» так и не вручили. Впрочем, за все 28 лет конкурса эту награду присуждали лишь трижды, в том числе уже названному Морихиро Ивата. Хороший общий уровень еще не означает желанного большого артистического открытия. Подождем еще два года, до «Арабеска-2018».
Итоги конкурса «Арабеск-2016»
Младшая группа
Первая премия (девушки):
Ко Ын Ли (Корея)
Первая премия (юноши):
Чино Марк (Россия, Москва)
Вторая премия (девушки):
Клявлина Екатерина (Россия, Москва)
Вторая премия (юноши):
Макурин Кирилл (Россия, Пермь)
Третья премия (девушки):
Колобова Альбина (Россия, Пермь)
Третья премия (юноши) поделена между:
Иконников Григорий (Россия, Москва)
Стенюшкин Руслан (Россия, Воронеж)
Дипломы:
Гаштарска Стефания (Македония)
Гуиди Валентина(Аргентина)
Егорова Диана(Россия, Воронеж)
Ефимов Айтал (Россия, Якутск)
Йе Анна (США)
Музафарова Адель (Россия, Москва)
Одонгоо Хатанбаатар(Монголия)
Платонова Анастасия(Россия, Якутск)
Старшая группа
Первая премия (женская):
Со Чон Мин (Корея)
Первая премия (мужская) поделена между:
Терада Томоха (Япония)
Чин Соль Ым (Корея)
Вторая премия (женская):
Диодженес Таис (Бразилия)
Вторая премия (мужская) поделена между:
Сан Мин Ли (Корея)
Сыдыков Марат (Кыргызстан)
Третья премия (женская) поделена между:
Уемура Харука (Япония)
Кавахара Мики (Япония)
Третья премия (мужская) поделена между:
Омельченко Александр (Россия, Москва)
Карвалью Вагнер (Бразилия)
Дипломы:
Асаи Эрика (Япония)
Афанасьев Сарыэл (Россия, Якутск)
Вон Соль Ли(Корея)
Еналдиев Георгий (Россия, Пермь)
Итимура Аска (Япония)
Каггеджи Алессандро (Великобритания)
Кумайдонов Парвиз (Таджикистан)
Маркова Анна (Россия, Москва)
Нисидзима Хаято(Япония)
Рахматуллаев Еркин (Казахстан)
Сапогова Екатерина (Россия, Екатеринбург)
Со Чон Син (Корея)
Титов Иван (Россия, Москва)
Тхэк Юн Йи (Корея)
Уэно Мизуки(Япония)
Хи Ван Чо (Корея)
Хо Хён Кан (Корея)