Главная Культура 13:05 26 Апреля 2016 5222
Японский гопак

Большинство первых призов на российском балетном конкурсе «Арабеск» присуждено танцовщикам с Востока

Сергей Бирюков

В Перми подвел итоги XIV всероссийский открытый конкурс балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой. Один из самых авторитетных в мире, по сути имеющий международный статус, он подтвердил несколько очевидных истин. Во-первых, даже самой прекрасной классической хореографии противопоказана музейная неприкосновенность: в ней можно быть успешным, только вложив в нее, помимо усердия, настоящее артистическое чувство. Во-вторых, соседство с современной хореографией не просто оттеняет классику, но жизненно необходимо ей, заряжая классических исполнителей драйвом и творческим духом. В-третьих, трудно найти молодого состоявшегося балетного артиста, даже из самых далеких стран, у которого в педагогической родословной не было бы «русского следа»: этих людей, как правило, сразу отличаешь по уверенному владению основами классического танца.

Юлия Бачева из Санкт-Петербурга стала лауреатом второй премии среди хореографов современного танца за номер «Кукольный дом» на музыку Джона Кейджа, который исполнила сама в дуэте с Егором Кабановым

Конкурс в Перми проводится с 1988 года, он стал одним из брендов «третьей культурной столицы России». Состязание проходит в Театре оперы и балета имени Чайковского при поддержке министерства культуры РФ, администрации Пермского края и самого города Перми, а также под эгидой Союза театральных деятелей России и Международного совета танца при ЮНЕСКО. Главным же творческим вдохновителем «Арабеска» на протяжении двадцати лет была великая балетная (и семейная) пара Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. После ухода Екатерины Сергеевны из жизни ее супруг взял на себя художественное руководство состязанием и добился присвоения конкурсу имени Максимовой.

Нынешний «Арабеск» – это около тридцати участников в младшей группе (13-17 лет) и более 80 – в старшей (18-25 лет). Они представляли 14 стран мира, в том числе не только ближайшее окружение России, но также США, Аргентину, Бразилию, Великобританию, Македонию… Понятно, что самую значительную группу составили российские конкурсанты – в старшей группе это более 30 человек. Но вполне сравнимую по мощи делегацию (18 танцовщиков) прислала Республика Корея. Десять человек представили Японию. Неожиданно большая команда прибыла из Монголии – восемь претендентов. Можно сожалеть, что не было никого с родины балета – из Франции, или из такого «азиатского балетного монстра», как Китай. Хотя автору этих строк куда жальче, что не приехали трое заявленных участников с Украины – глубоко родственной нам балетной державы, чья сильная хореографическая школа тесно связана общим происхождением с русской традицией.

Номер «Андрогин» Павла Глухова исполнили москвичи Анна Акелькина (третья премия среди исполнителей современного танца) и Григорий Сергеев

Должен заметить, что видел только третий тур конкурса в классической хореографии. Почти половина его участников – с Дальнего Востока и из Центральной Азии. Наши конкурсанты выступили крепко. Зал тепло приветствовал москвичку Екатерину Клявлину (вариация Нирити из балета «Талисман» в хореографии Мариуса Петипа), ее земляка Марка Чино (вариация Франца из «Коппелии» в хореографии Александра Горского), Айтала Ефимова из Якутска (вариация Солора из «Баядерки» в хореографии Вахтанга Чабукиани)... Конечно же, особые симпатии достались юным пермякам – Кириллу Макурину (вариация из «Большого классического па» Обера в хореографии Виктора Гзовского), Альбине Колобовой (вариация из балета «Венецианский карнавал» в хореографии Петипа)…

Приз жюри прессы под председательством критика Сергея Коробкова достался Александру Омельченко (вариация Базиля из «Дон Кихота» в хореографии Горского). Зрительские симпатии оказались на стороне ученика Пермского хореографического училища Георгия Еналдиева (вариация Филиппа из балета «Пламя Парижа» в хореографии Василия Вайнонена).

Вместе с тем бросилось в глаза: пьедестал почета, сформированный международным жюри под председательством Васильева, вовсе не выглядел оккупированным нашими исполнителями. Только Марк Чино в своей младшей группе добрался до первого места. Лучшей среди девочек признана кореянка Ко Ын Ли (па-де-де из «Пламени Парижа»). А в старшей группе первые места – у посланцев Дальнего Востока: кореянки Со Чон Мин (па-де-де из балета «Талисман» в хореографии Петипа) и разделивших эту премию юношей – корейца Чин Соль Ым (партнера своей соотечественницы по «Талисману») и японца Томоха Терада (вариация Остапа из балета «Тарас Бульба» Соловьева-Седого в хореографии Ростистава Захарова). Смело вторглась в ряды лидеров бразильская пара Таис Диоженес – Вагнер Карвалью (второе и третье места соответственно).

Харука Уемура (третья премия) предстала в образе Жизели, партию которую мечтает станцевать целиком в своем театре в Улан-Удэ

Сопутствовал успех и танцовщикам из бывшей советской Средней Азии. При том что численно их было относительно немного. Киргиз Марат Сыдыков органично станцевал вариацию из «Корсара» в хореографии Чабукиани, что было справедливо оценено второй премией. А казахского исполнителя Эркина Рахматуллаева отметили спецпризом за чистоту стиля в вариации Альберта из «Жизели» в хореографии Перро и Коралли.

В этом выдвижении иностранцев на лидирующие позиции – парадокс, ключ к которому, возможно, в том, что многие из них занимались у русских педагогов и/или танцуют в российских театрах. Например, точно и стильно станцевавшие хореографию Александра Горского в па-де-де из «Дон Кихота» бразильцы – воспитанники Школы Большого театра, 16 лет назад открытой в городе Жоинвиле по инициативе Владимира Васильева. А разговорившись с Харука Уемура, тронувшей трепетным исполнением па-де-де из второго действия «Жизели», я выяснил, что она училась в Улан-Удэ и работает в Бурятском театре оперы и балета. Позвал ее туда художественный руководитель балета в этом театре – японец Морихиро Ивата, победивший на «Арабеске» в 1992 году и с тех пор связавший свою жизнь с нашей страной. Другой японец, нынешний обладатель первой премии Томоха Терада, учился в Академии Олега Виноградова в Вашингтоне и теперь служит в Екатеринбургском театре оперы и балета, мечтает, признался мне, о роли Меркуцио.

Эти юные энтузиасты балета с Востока, видимо, обладают такой тягой к любимому искусству, что готовы преодолевать ради него любые трудности, от географических и языковых до собственно художественных. И достигают блестящих результатов, опережая даже природных носителей русской хореографической традиции.

И еще одно обстоятельство. Тот же Терада выступил хоть с классическим, но притом ярко национальным номером. И этот виртуозный гопак Остапа с умопомрачительными прыжками имел у публики заметно больший успех, чем просмотренные по пятому-шестому разу па-де-де из «Дон Кихота» или «Корсара». Индивидуальная краска плюс искренний кураж обеспечили юноше победу.

Москвич Марат Нафиков получил первую премию в номинации «исполнитель современного танца» за номер «Одержимый» на музыку Альфреда Шнитке

В этом смысле исполнителям классической хореографии, думаю, полезно поучиться у тех, кто исполняет современный танец. В первую очередь – отношению к материалу не как к застывшему на века музейному экспонату, а как к живому пластическому высказыванию, которое происходит ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС. И очень хорошо, что с этого года в программе «Арабеска» появился современный танец. К сожалению, мне не довелось увидеть сами конкурсные туры, но программу гала-концерта победителей 23 апреля эти несколько номеров чрезвычайно украсили. Правда, все они почему-то оказались выдержаны в одной интонации – стремительно-темповой, остро синкопированной, едко ироничной. Совершенно не было композиций раздумчивого, лирического плана – может быть, все они остались на более ранних этапах, а для финального шоу устроителям понадобились именно такие густо перченые кунштюки. Но в головокружительности им не откажешь, особенно номеру «Одержимый» хореографа Никиты Иванова в исполнении москвича Марата Нафикова, дуэту «Унесенные» петербургского хореографа Константина Кейхеля в исполнении Анастасии Николаевой и Андрея Остапенко, номеру «Сила притяжения» в авторском исполнении челябинца Арсена Именова.

А вот Гран-при на «Арабеске» так и не вручили. Впрочем, за все 28 лет конкурса эту награду присуждали лишь трижды, в том числе уже названному Морихиро Ивата. Хороший общий уровень еще не означает желанного большого артистического открытия. Подождем еще два года, до «Арабеска-2018».

Итоги конкурса «Арабеск-2016»

Младшая группа

Первая премия (девушки):

Ко Ын Ли (Корея)

Первая премия (юноши):

Чино Марк (Россия, Москва)

Вторая премия (девушки):

Клявлина Екатерина (Россия, Москва)

Вторая премия (юноши):

Макурин Кирилл (Россия, Пермь)

Третья премия (девушки):

Колобова Альбина (Россия, Пермь)

Третья премия (юноши) поделена между:

Иконников Григорий (Россия, Москва)

Стенюшкин Руслан (Россия, Воронеж)

Дипломы:

Гаштарска Стефания (Македония)

Гуиди Валентина(Аргентина)

Егорова Диана(Россия, Воронеж)

Ефимов Айтал (Россия, Якутск)

Йе Анна (США)

Музафарова Адель (Россия, Москва)

Одонгоо Хатанбаатар(Монголия)

Платонова Анастасия(Россия, Якутск)

Старшая группа

Первая премия (женская):

Со Чон Мин (Корея)

Первая премия (мужская) поделена между:

Терада Томоха (Япония)

Чин Соль Ым (Корея)

Вторая премия (женская):

Диодженес Таис (Бразилия)

Вторая премия (мужская) поделена между:

Сан Мин Ли (Корея)

Сыдыков Марат (Кыргызстан)

Третья премия (женская) поделена между:

Уемура Харука (Япония)

Кавахара Мики (Япония)

Третья премия (мужская) поделена между:

Омельченко Александр (Россия, Москва)

Карвалью Вагнер (Бразилия)

Дипломы:

Асаи Эрика (Япония)

Афанасьев Сарыэл (Россия, Якутск)

Вон Соль Ли(Корея)

Еналдиев Георгий (Россия, Пермь)

Итимура Аска (Япония)

Каггеджи Алессандро (Великобритания)

Кумайдонов Парвиз (Таджикистан)

Маркова Анна (Россия, Москва)

Нисидзима Хаято(Япония)

Рахматуллаев Еркин (Казахстан)

Сапогова Екатерина (Россия, Екатеринбург)

Со Чон Син (Корея)

Титов Иван (Россия, Москва)

Тхэк Юн Йи (Корея)

Уэно Мизуки(Япония)

Хи Ван Чо (Корея)

Хо Хён Кан (Корея)

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9472
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7167
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?