Чем больше топлива, тем чище воздух

Такая закономерность наблюдается на «дочке» «Роснефти» - ООО «РН - Туапсинский НПЗ»

Такая закономерность наблюдается на «дочках» «Роснефти» ООО «РН — Туапсинский НПЗ» и ООО «РН — Туапсенефтепродукт», где идет масштабная реконструкция и строительство, внедряются самые современные технологии переработки нефти, хранения и перевалки нефтепродуктов. С 2015 года Россия должна перейти на моторное топливо нового уровня, изготавливаемое по стандарту не ниже Евро-5. Уже сейчас нефтеперерабатывающие предприятия «Роснефти» к этому готовятся. Как это происходит, увидела наш корреспондент.

«Видимо, местные чудаки», — подумала я, когда увидела рыбаков на берегу реки Туапсе, протекающей вдоль территории нефтезавода и перевалочной нефтебазы. Кому пришло в голову здесь ловить рыбу? На мой непонимающий взгляд водитель рассмеялся: «Рыбу мужики не только ловят, но и едят! Бывает, даже кефаль сюда заходит из моря».

В самом центре Туапсе красуется электронное табло, демонстрирующее в режиме реального времени экологическую обстановку в промышленно-курортном городе. Его установили пару лет назад в основном на деньги «Роснефти» по просьбе муниципальной власти. Все показатели в норме.

— Скажите, что для вас важнее — модернизация или экология? - задаю провокационный вопрос заместителю технического директора по ПК, ПЭБ и ОТ ООО «РН — Туапсинский НПЗ» Сергею Фабричному.

— Одно без другого невозможно, — отвечает он. — Главная цель модернизации — это увеличение объема светлых нефтепродуктов за счет высокой глубины переработки нефти. После пуска реконструируемых объектов глубина переработки нефти будет выше 98%. Мы будем использовать нефть максимально эффективно, снизится и количество отходов. Для этого требуется высокий уровень производства, а его экологичность — это уже следствие. Причем не только для нашего производства. Скажем, с внедрением глубокой переработки практически исчезнет мазут, сжигание которого отрицательно сказывается на состоянии окружающей среды.

— А что же взамен?

— Люди будут использовать природный газ. Ожидается, что в ближайшем будущем голубым топливом будет обеспечен весь Туапсе и район. Не надо будет тратиться на покупку газовых баллонов. Природный газ гораздо дешевле сжиженного, экологичнее и безопаснее в эксплуатации.

Признаюсь: даже по ту сторону проходной ООО «РН — Туапсинский НПЗ» меня не покидало ощущение, что мы в курортном городе. Вокруг живописные горы, рядом течет речка, чуть дальше — голубое море.

ООО «РН — Туапсенефтепродукт» тоже рядом, буквально через дорогу. Оба предприятия работают круглосуточно и взаимодействуют постоянно.

Нефтепродукты поступают на нефтебазу по трубопроводам с НПЗ и в цистернах по железной дороге, а к потребителю отправляются по морю, по железной дороге и автоцистернами. Из железнодорожных составов их перекачивают в специальные резервуары. При этом насосная станция для перекачки светлых нефтепродуктов — бензинов, авиационного и дизельного топлива — шумит не громче домашнего пылесоса.

— Почему не шумит? — спрашиваю у начальника ПТО ООО «РН — Туапсенефтепродукт» Вадима ЛАПШИНА. — Ведь такая мощная установка, внутри большое давление.

— Это как раз следствие модернизации и внедрения специальных насосных агрегатов. Здесь у нас работают насосы с частотным регулированием. Каждый из них может перекачивать до 2 тысяч кубов нефтепродуктов в час.

— А вы можете по запаху определить, какое топливо в трубах? — спрашиваю.

— Это невозможно, запаха нет — утечки исключены. Во время войны в целях безопасности трубы прятали в землю, и опасность попадания нефтепродуктов в почву была. Сейчас все нефтепродуктопроводы выведены на поверхность. 117 км труб получилось — и каждый метр под контролем.

Наращивание производственных мощностей идет поэтапно. Новая насосная — лишь часть плана модернизации. А будут еще и новые резервуары, и реконструкция причалов, и грандиозные преобразования на заводе.

Если в 2012 году объемы перевалки нефтепродуктов составили 9,6 млн тонн, то в 2013-м планируется уже 12,9 млн тонн. Для этих целей был построен и новый глубоководный причал, который может принять танкер дедвейтом до 80 тонн.

Наиболее очевиден размах строительства и модернизации на НПЗ. Кругом работает техника, люди. Стройка идет в круглосуточном режиме, и основное производство не останавливается ни на минуту. На ЭЛОУ АВТ-12 — пусконаладка. Когда установка начнет работать, объем производства и качество продукции возрастут в разы.

Не так давно введена в строй новая заводская лаборатория. Здесь все стерильно, как в образцовой больнице. Из 72 сотрудников ЦЗЛ только двое мужчин, а работа на этом участке едва ли не самая ответственная. Здесь производится паспортизация продукции предприятия на основании результатов испытаний. Для определения всех параметров топлива достаточно лишь небольшого количества нефтепродукта.

Операторы помещают пробы в специальные машины, а компьютеры высчитывают все показатели. Все полностью автоматизировано. Лаборантам требуется и опыт, и знание химии, и понимание процесса. Например, машинист по испытанию моторного топлива Николай Барандич работает на заводе уже 15 лет и говорит, что может даже на слух определить качество топлива.

Многие сотрудники Туапсинского НПЗ, как и многие работники «Туапсенефтепродукта», трудятся на своих предприятиях много лет. Работу свою любят и гордятся ею. Хотя уже и новое поколение подтягивается: примерно 20% служащих — молодые специалисты, пришедшие из вузов и колледжей. Постоянных сотрудников на заводе 1151 человек, чуть меньше — на перевалочной базе.

После окончания реконструкции на заводе появится более 500 дополнительных рабочих мест. Уже сейчас для будущих работников начато жилищное строительство. Предприятия ведут работу с профильными вузами и ждут новых специалистов.

Для каждого из работающих и приходящих специалистов предусмотрены программы повышения квалификации. Есть возможности карьерного роста. Имеется большой список социальных гарантий. И, что очень важно, каждый, с кем удалось побеседовать, с удовольствием рассказывал о своем производстве. Это и неудивительно, ведь им есть чем гордиться.