СВЯТОСЛАВ БЭЛЗА: СПУСКАЮСЬ В МЕТРО ПОГЛАЗЕТЬ НА СТУДЕНТОК

26 апреля Святославу Бэлзе исполняется 65 лет. В канун его дня рождения мы встретились с именинником в Центральном доме журналиста - именно с Домжура два десятка лет назад началась телевизионная биография мэтра.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
БЭЛЗА Святослав Игоревич, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ, Украины, Польской культуры.
Родился в 1942 году в Челябинске. Окончил филфак МГУ им. Ломоносова (1960-1965). В школьные и студенческие годы занимался фехтованием, был чемпионом МГУ и Москвы среди юношей. 37 лет проработал в Институте мировой литературы РАН. Автор свыше 300 публикаций по зарубежной литературе и международным связям русской литературы, литературоведческих и литературно-критических работ, статей в периодических изданиях. С 1987 года активно сотрудничает с телевидением. В 1993 - 1995 годах - художественный руководитель студии музыкальных и развлекательных программ "Останкино". С 1997 года работает на канале "Культура".
Награжден орденом Дружбы (2000), Офицерским крестом ордена Заслуги Республики Польша (1997), орденом Петра Великого I степени (2004), орденом Св. Николая Чудотворца "За преумножение добра на Земле" (Украина, 1997), почетным золотым знаком "Общественное признание" (1999), серебряным крестом ордена "Меценат" (2005), медалями.
Член Совета попечителей Английского клуба.
Сыновья: Игорь (1971 г. р.) и Федор (1981 г. р.)
ЧЕЛОВЕК С УРАЛА
- Вы родились...
- ...в Челябинске. Туда во время войны эвакуировали маму, и там я имел счастье появиться на свет. И всегда гордился местом своего рождения. Недавно в Челябинске отцы города вручили мне внушительный приз. Как они в шутку говорят, "для граждан уральской национальности, достигших успехов известных". На мощной подставке из уральского камня стоит отлитый из бронзы в Златоустье Кентавр Эрнста Неизвестного. Он - тоже уралец. Такие же призы получили шахматист Анатолий Карпов, певец Александр Градский, джазмен Анатолий Кролл, космонавт Константин Феоктистов. У нас мощное землячество. А название приза "Светлое прошлое" придумал бард и поэт Олег Митяев, он тоже из Челябинска.
- В канун юбилея, наверное, стоит начать с вашей собственной оценки творческого пути?
- Я помню папиных друзей, вот это действительно были великие люди - при жизни классики поэзии, музыки. Таких теперь меньше, от этого ценность их только повышается. В наше время не самого высокого уровня культуры выглядеть эрудитом не так уж и сложно. Мне повезло: были хорошие родители, хорошая библиотека и хорошая память.
- Филолог, автор массы литературоведческих работ, эссе, но гораздо больше вы известны как ведущий музыкальных телепрограмм.
- Меня в детстве учили музыке и, как сам считаю, "перекормили". Из чувства протеста или, понимая, что достичь высот своего отца в музыковедении вряд ли удастся, я выбрал литературу. Но, видимо, воспитание и знания, данные родителями, помогли мне и в музыкальной карьере.
С "ПОПСОЙ" НЕОБХОДИМО БОРОТЬСЯ
- Вы очень органично смотритесь как ведущий и журналист на телеэкране. Этому на филфаке МГУ вряд ли учили?
- Телевизионным профессиям раньше вообще нигде не учили. Когда я пришел на телевидение вести передачу "Музыка в эфире", то разве что навыки общения с великими людьми, отечественными и зарубежными музыкантами уже имелись. А вот секретами собственно телепроцесса пришлось овладевать по ходу дела. До сих пор помню первую передачу. Я волнуюсь, не знаю, как себя вести. Спрашиваю режиссера: "А мне-то что делать? Куда смотреть, ведь так много камер вокруг". Говорят: "Ничего не делай. Забудь про камеры. Будь самим собой. А мы будем делать свое дело". Именно так и поступаю до сих пор.
- Вы работали на ведущих федеральных телеканалах. А как себя чувствуете сегодня на не избалованном массовой любовью канале "Культура"?
- Горжусь, что работаю именно на этом телеканале. И радуюсь, что "Культура" за 10 лет существования приобрела широчайшую аудиторию и огромное признание. Канал качественно очень вырос. Недавно я вел с Зурабом Соткилавой из Вены прямую трансляцию премьеры оперы Доницетти "Дочь полка". Раньше мы и мечтать о таком не смели. Телевизор для многих остается окном в мир культуры, особенно, если говорить о провинции, перед которой я всегда с уважением снимаю шляпу.
- "Культура" осталась последней территорией, не замусоренной кичем?
- Даже Верди говорил, что есть "песенка, которая стоит целой оперы". Я вот отделяю "попсу" от честной и хорошей эстрады. Дружу со многими выдающимися эстрадными певцами, например, Муслимом Магомаевым, Александром Градским, Тамарой Гвердцители. Но сейчас мы живем в век имитаций и суррогатов. "Попса" - явление не только музыкальное. Она есть в литературе, кино, даже в архитектуре. Некоторые дорогие по виду здания, которые появляются в последнее время в Москве, на самом деле чистой воды "попса". И, разумеется, хороший вкус не воспитывают, особенно у молодежи. Молодые думают, что это и есть идеал. Вот поэтому с "попсой" и необходимо бороться.
- То есть вы считаете, что нужно искоренять массовую культуру?
- Массовая культура и культура для масс - разные вещи. Необходимо научиться отличать легкую музыку от музыки "легкого поведения". Есть литература или музыка, которые заигрывают с читателем, слушателем, опускаются до его уровня. А есть такие, кто зовет приподняться на ступеньку выше в своем развитии. Влекут к себе. Лев Толстой говорил: "Смысл жизни - это приращение души". Искусство - это вторая реальность. Не обязательно самому писать книги или сочинять музыку. Восприятие музыки, литературы, живописи - это процесс творческий. Точнее - это сотворчество. Поэтому так необходима и важна миссия настоящего искусства в жизни человека.
"ТУСОВКА" ДЛЯ ВЫСШЕГО СВЕТА
- Есть еще одно амплуа, которым вы владеете блестяще, - ведущий концертов.
- После телевидения меня стали приглашать в Консерваторию, Большой театр, в Кремлевский дворец. Вел концерты в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Варшаве, Пекине, Ханое, Улан-Баторе, Вене...
Публика строга. Она может простить оговорку или если что-то забудешь. Но она не прощает высокомерия и фальши. К любым концертам в провинции я отношусь с не меньшей ответственностью, чем к столичным. Дрожи в коленках уже нет, но волнение всегда присутствует.
- Вы член некоторых закрытых клубов Москвы. Это современный "высший свет" или "тусовка"?
- Это - "тусовка" высшего света. В любом из этих клубов собираются люди, которых можно назвать элитой искусства, бизнеса и политики. Такая форма естественного общения - делового, бытового, творческого - всегда была до революции, а теперь возродилась. Членами нынешнего Английского клуба являются, например, Галина Вишневская и Мстислав Растропович, Людмила Гурченко, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Эльдар Рязанов, Георгий Гаранян. Но это не сословное собрание. Опять-таки из-за своего образа жизни и некоторой лени я участвую не во всех клубных мероприятиях.
- Вы производите впечатление в хорошем смысле рафинированного и строгого интеллигента. Вы действительно такой?
- На экране я абсолютно естественен. Когда ты говоришь о серьезных вещах, ты и должен быть серьезен. Но я люблю и пошутить. Мы делали озорные и даже, я бы сказал, хулиганские передачи. По-моему, "юморолишенный" - это вообще неполноценный человек. Мой опыт общения с великими мира сего показывает, что большинству из них присущ юмор.
- А способны сорваться на крик, громко возмутиться?
- Однажды вышло интервью со мной под заголовком "Мне жаль, что отменили дуэли". Когда я вижу проявления хамства, хочется взяться за шпагу. Благо навыки обращения с ней, полученные в юношеские годы, отчасти сохранились. Как пел Вертинский: "Я очень спокойный, но только не надо..." Если разъярить быка, а я по знаку зодиака Телец, то сами понимаете, что может произойти. Меня непросто вывести из себя, но уж если достали, то, как говорил мой предок князь Святослав: "Иду на вы". Вспылить иногда можно и нужно, но не из-за пустяков.
ЛЕНИВЫЙ МУШКЕТЕР
- У вас напряженный график работы - съемки, встречи, концерты, поездки. Вы легкий на подъем?
- Мне нравится лениться, хотя это и не всегда удается. Последние лет 20, особенно, когда я связался с телевидением, не было ни одного месяца, чтобы я его целиком провел в Москве. Пока легко переношу перелеты. Даже в Китай, Америку, Японию. Да, я легок на подъем, жизнь в самолетах и в гостиницах мне привычна. Как волка - ноги, так орла крылья кормят. Вот только мой домашний кот и сыновья этим недовольны.
- Какое занятие вы любите больше всего?
- Обожаю поваляться на диване с котом и книжкой. Давным-давно мне повезло, и я попал в академический институт, где не надо было ходить на работу каждый день. А когда меня стали приглашать на высокие посты и должности, вплоть до зам. министра культуры, я отказывался - всегда пугала необходимость приезжать к 9.00 пусть даже на служебной машине. Я - вольный сын эфира, но иногда приходится быть организованным из-за того, что от тебя зависит работа еще очень многих людей.
- А как интеллигенция насчет застолья?
- С превеликим удовольствием! Как говорил мой любимый Оскар Уайльд: "Тот, кто может овладеть беседой за лондонским обедом, тот может править и страной". Я вспоминаю, как у родителей собирались музыканты, писатели - выпивали и хорошо закусывали. Но какая при этом шла беседа! Какой был интеллектуальный накал. Если за столом люди высоких интеллектуальных запросов, то идет пиршество не только гастрономическое, но и духовное.
- Можете сказать: жизнь удалась?
- Действительно, грех жаловаться. Впрочем, не веду хронику жизни. Стараюсь вспоминать дату своего рождения только тогда, когда заполняю анкеты. А когда смотрю на молоденьких девушек, то уж тем более о возрасте не думаю.
- И часто вы на девушек заглядываетесь?
- Иногда даже специально спускаюсь в метро, чтобы на студенток посмотреть. Воодушевляет. Мне это позволительно. Я разведен, у меня два взрослых сына. Как-то у меня брали интервью на тему холостяцкой жизни. И я припомнил знаменитую фразу Чехова о том, что, когда женщины видят неженатого мужчину, они начинают палить по нему, как охотники по утке. Чувствовать себя "женской мишенью" необыкновенно приятно, хотя и рискованно. Поэтому стараюсь, чтобы мои мушкетерские навыки сохранились как можно дольше.
Беседовал