Когда учителя уезжали из Бутки в Екатеринбург, над сельской управой висел траурный флаг, школьники собирались на митинг, в каждом классе развесили фотографии Ельцина в траурной рамке, а уроки начали с минуты молчания. Бутка - село с тремя тысячами жителей на окраине Свердловской области, в 400 километрах от Екатеринбурга. До 1990-х годов прошлого века Бутку даже на картах не отмечали.
Живется селу и в новой эпохе неважно: ковровая фабрика загнулась, молокозавод растащили по винтику, работы нет, дороги разбиты. В бытность Ельцина президентом, когда тот изъявил желание побывать на малой родине, областные власти, чтобы не ударить в грязь лицом, вложили в эти дороги миллиард рублей. Только давно это было. Где тот миллиард? Где те дороги?
- Все равно за это ему спасибо, - благодарит учитель Валерий Меркульев. - Не только на Бутку дорогу - и по всему району тогда починили.
Но по большей части у буткинцев к именитому земляку, прожившему в селе лишь первые три года своей жизни, остались претензии. Наверное, потому, что всю жизнь ожидали от него золотого дождя: чтоб не работать, но жить при этом хорошо. Единственный родственник Ельцина, его троюродный брат Станислав Глебов, так и не дождавшийся бесплатных благ, традиционно и с охотой ругал умершего родственника в микрофоны всех заезжих журналистов. И со смертью брата он не унялся. "Борис хотел как лучше, но получилось как всегда", - цитирует он ставшее крылатым выражение.
Вложения фонда Ельцина в Бутку были, но их не выпьешь и ими не закусишь. Благодаря фонду в школе появились волейбольные мячи, тренажеры, автобус "ПАЗ", чтобы дети из отдаленных деревень могли добраться до школы, и 200 пар лыж.
- Он подарил нашей школе двенадцать компьютеров: это первый компьютерный класс в районе, - гордится Надежда Хвостанцева, директор Буткинской школы.
О работе фонда в Бутке регулярно сообщает сайт местного священника и радиолюбителя Валерия Непеина (http://rx9cfs.narod.ru). "Ушел человек - ушла эпоха", - кратко отмечает он. На сайте тщательно перечислены все ельцинские подарки: средства, выделенные на реставрацию церкви, где крестили Бориса, 1,5 млн. рублей - местной больнице на покупку оборудования, экскаватор для бюджетных учреждений. Избу, где Ельцин родился, давно снесли. Дом, где жили его родители до 1973 года, уцелел, буткинцы планируют установить на нем мемориальную доску. Таких в Свердловской области всего две, и обе в Екатеринбурге: первая - на доме, где жил первый секретарь обкома КПСС, вторая отмечает вход в Уральский политехнический институт, где он учился.
В Екатеринбурге Ельцина помнят. "Я горжусь тем, что прикоснулась к его голове", - заявила Людмила Туманова, личный парикмахер Ельцина. Именно она придумала фирменный ельцинский "ирландский чубчик", до этого он зачесывал челку назад. "Не было у него перспектив с такой прической", - уверена Людмила. Через день она посещала главный кабинет свердловского обкома и укладывала чубчик новомодным феном. Когда Ельцины переезжали в Москву - наказала прическу не менять.
О Ельцине спорили при жизни - и сегодня этот спор продолжается. Владимир Кадочников, первый секретарь горкома партии при Ельцине: "Он шел вперед, ни с кем не считаясь, расталкивая всех локтями". Эту целеустремленность Виталий Сисьмеков, игравший в институтской волейбольной команде при капитане Ельцине, оценивает совсем иначе: "Выдающиеся организационные способности имел. Такое он устроил, я бы сказал, настырное руководство командой. Уже тогда было понятно, что он добьется всего, что решил". - "Но он никогда не делал такие, знаете, реверансы скромности, что, мол, я простой человек... Ельцин осознавал, что революцию совершил и что его место в истории", - добавляет другой соученик Ельцина, Геннадий Белянкин, ныне главный архитектор Екатеринбурга.
Однокурсники отмечают и его равнодушие к вездесущему тогда блату. Когда группа бывших студентов стройфака встречалась в доме у Ельциных, купленное для пира мороженое растаяло, потому что его не смогли засунуть в маленький холодильник, вместо ножки подпертый какой-то деревяшкой. "Как же так, Ная? - спрашивали Наину подруги. - У всех уже по два холодильника, а у вас..." - "В магазинах их нет, а Борис просить не будет".
На встрече со студентами своей альма-матер, когда те жаловались на пустые полки магазинов и с ехидцей спросили: "А сами-то вы где пиджачок покупали?" Ельцин немедленно соскочил в зал и показал подкладку своего пиджака: "Обычный чешский пиджак, жена в ЦУМе купила, они и сейчас там продаются".
Екатеринбуржцы до сих пор вспоминают, как первый секретарь вроде Харун-аль-Рашида ходил по магазинам, ездил в трамвае. Такой случай действительно был: Ельцин изучал пассажиропоток и в утренние часы попробовал добраться на трамвае с "Уралмаша" до центра. Потом вспоминал, как его едва не побили. Тогда-то он и принял решение строить метро.
В этом самом коротком метро в мире он проехался лишь однажды, уже президентом, подпирая потолок вагона собольей шапкой. "А правда, - спрашивал он тогда своего попутчика, свердловского губернатора Эдуарда Росселя, - что уральцы боятся в метро ездить, потому что страшно им под землю лезть?" Сейчас власти Екатеринбурга планируют присвоить короткому метрополитену имя Ельцина.
Еще в его честь собираются назвать улицу, поставить ему памятник...
- Новейшая история России видится мне двумя портретами - Ленина и Ельцина, оба они на нее повлияли, - рассуждает директор Ельцинского центра Анатолий Кириллов. - Оба пошли по пути преобразований. Только один - с кровью, с войной, а другой - мирным путем. Но о его действительном значении для России, для всего мира надо еще думать и думать...