Сидящие рядом со мной иностранцы, которым переводили этот приказ, ничего не понимая, спрашивали: "Почему?" Им пытались втолковать, что после прошлогоднего скандала, связанного с передачей здания на Поварской в ведение Комитета по культуре и категорическим отказом Васильева выполнять распоряжение властей, строптивцу решили указать на подобающее ему место. Мол, мы знаем, что Васильев - режиссер с мировым именем и благодаря ему "Школа драматического искусства" вошла в число лучших театров Европы, но если он не хочет подчиняться, то пусть и дальше занимается своими актерами. А руководить театром будет отныне аудитор Игорь Габенко, человек далекий от искусства, но хорошо поднаторевший в разного рода реорганизациях.
И все-таки зарубежные гости не могли понять, как такое возможно. Ведь Васильев ничего не украл, не присвоил, он только пытался сохранить закрепленную за театром собственность и создать здесь международную театральную школу.
В свое время "Труд" защищал коллектив Васильева, как защищали его Петр Фоменко, Лев Додин, Валерий Фокин, Марк Захаров... Возникшее после этого затишье было воспринято как поиск долгожданного консенсуса, и вдруг Васильева отстраняют от директорства, и теперь Комитет по культуре становится хозяином здания на Поварской.
Может быть, эта история не выглядит со стороны так трагично, только надо знать, что бывший подвал был переоборудован и приведен в нормальный вид руками студийцев Васильева. В течение двух лет они ночами работали здесь чернорабочими, столярами, малярами Это все равно как если бы вам выделили сарай, вы бы его превратили в дворец, а потом явился, скажем, чеховский купец Лопахин и сказал: а теперь сваливайте отсюда, это моя собственность. Тем не менее, здесь пока играют спектакль "Каменный гость" на стихи Пушкина и музыку Даргомыжского. Получилась беспощадная и смелая постановка о севильском обольстителе, который погиб от каменной десницы командора, явившегося к нему в гости по его же приглашению. Не правда ли в этом есть зловещая параллель?
Вы только представьте, чего стоит васильевской команде играть премьеру так, будто над ними не занесен дамоклов меч. Но если чиновники от культуры, издававшие этот приказ, думали, что лидер театра сломается, то они здорово ошиблись. Он остается со своими актерами до конца, собираясь с театром на запланированные гастроли в Эдинбург и Авиньон, где его очень ждут. Там понимают, что значит для мировой культуры имя Анатолия Васильева.