- Ара Аршавирович, сейчас в Армении проходит Год России. Как бы вы могли охарактеризовать армяно-российские отношения на нынешнем этапе?
- В целом я оцениваю эти отношения положительно. А что касается военно-политических отношений, то они развиваются очень хорошо. Армения - член Договора коллективной безопасности в рамках СНГ. Она является стратегическим партнером России. При реализации своей внешней и оборонной политики Армения координирует свои действия со своим стратегическим партнером.
В последние годы активизируются и армяно-российские экономические отношения. Есть определенный приток капитала из России в армянскую экономику. На примере Армении впервые реализовывается схема "имущество за долги", когда более 100 миллионов долларов государственного долга армянская сторона погасила передачей российской стороне нескольких своих предприятий. Не все проблемы здесь решены в полной мере. Эти предприятия пока что работают не на полную мощность, но это тема для особого разговора. Обе страны предпринимают усилия, чтобы поднять экономические отношения на уровень военно-политических.
- Каковы, по вашему мнению, перспективы нашего делового и военно-стратегического партнерства?
- Я вижу здесь большие возможности. В регионе много неурегулированных проблем. Хотят укрепить свои позиции в нем Иран, Турция, стремятся усилить свое влияние США и Евросоюз. В этих условиях увеличивается роль Армении как союзника России, так как российская сторона не хотела бы нарушения баланса сил здесь и потери ею своего влияния. На Кавказе Россия сталкивается с немалыми сложностями. Требование Грузии вывести со своей территории российские военные базы, возможная экспансия США и НАТО в Грузию и Азербайджан делают укрепление и развитие армяно-российских отношений еще более актуальными. Но российско-американские отношения в этом регионе могут быть не только конкурентными. Державы могут договориться о конструктивном взаимодействии. Но и в этом новом контексте России необходимо использовать дружественные отношения с Арменией, чтобы добиться оптимального для себя соотношения сил.
- Не грозят ли происшедшие в ряде стран СНГ "цветные революции" затронуть Армению? Как вам видится проблема коллективной безопасности на Южном Кавказе?
- Подобной угрозы на данном этапе нет в силу ряда причин. Во-первых, "оранжевые революции" или "революции роз" происходят в связи с выборами, когда оппозиция мобилизует народ для свержения действующей власти, допустившей, по ее мнению, фальсификацию результатов выборов. В Армении как парламентские, так и президентские выборы еще не скоро. Вторая причина - власть в Армении более консолидирована, чем это имело место на Украине, в Грузии или Киргизии. В-третьих, армянская оппозиция разрозненна и не имеет общепризнанного лидера, вокруг которого могла бы объединиться. Четвертое: Армения фактически находится в состоянии войны с Азербайджаном, и карабахский фактор является сдерживающим моментом в любых конфликтах между властью и оппозицией. Обе стороны понимают, что дестабилизация политической обстановки в Армении может привести к потере Карабаха, а этого армянский народ не простит ни власти, ни оппозиции.
Что касается создания коллективной безопасности на Кавказе, то для этого есть как возможности, так и препятствия. В первую очередь - меж-этнические конфликты. Активными игроками здесь являются не только три закавказские республики. Проблема безопасности Южного Кавказа - это проблема договоренностей между Россией, США, Евросоюзом, Ираном, Турцией и самими республиками Закавказья. Если бы Вашингтон и Москва могли предложить механизм, который включал бы в себя возможность ликвидации межэтнических конфликтов в этом регионе, то мы могли бы надеяться на создание эффективной системы коллективной безопасности на Южном Кавказе.
- 90 лет назад армянский народ постигла страшная трагедия геноцида. Как эту дату отмечают армяне по всему миру? Какие уроки могло бы извлечь человечество?
- Для армян повсюду в мире 24 апреля - день величайшей скорби. В этот день мы чтим память полутора миллионов жертв геноцида армян в Османской империи и за ее пределами. 24 апреля 1915 года турецкие власти приступили к исполнению заранее спланированной акции по уничтожению всего армянского населения империи. Уничтожение армян продолжалось с перерывами до 1923 года и охватило также территорию Республики Армения и другие районы Закавказья с армянским населением. Конвенция ООН о предупреждении геноцида и наказании за него квалифицирует такие действия как преступление против человечества и человечности. Кстати, такую оценку резне армян дали в османской Турции еще 90 лет тому назад три великие державы - Россия, Британия и Франция в совместной Декларации в мае 1915 года, то есть задолго до принятия в 1948 году Конвенции о геноциде.
Душевная рана нации все еще кровоточит. Именно поэтому в этот скорбный день в самой Армении и во всех странах, где проживает армянская община, поминают жертв геноцида армян - первой в ХХ веке широкомасштабной этнической чистки, равной которой не было в предшествовавшей истории человечества.
Мы считаем, что безнаказанность организаторов геноцида и беспамятство мирового сообщества породили новые преступления против человечности - холокост евреев и другие проявления геноцида. Это главный урок, который должно извлечь человечество.
- При каких условиях могли бы быть нормализованы армяно-турецкие отношения?
- Главное условие и предпосылка нормализации армяно-турецких отношений - это признание Турцией исторического факта геноцида армян, покаяние за гибель 1,5 миллиона человек и за то, что сотни тысяч лишились своей исторической родины и оказались рассеянными по всему миру.
Однако правящие круги Турецкой Республики - правопреемницы Османской империи - все эти годы отказываются признать геноцид армян и подвести цивилизованную черту под прошлым. Мы считаем, что признание Турцией геноцида армян должно повлечь хотя бы минимум справедливости в виде компенсации имущественного и морального ущерба, признания права армян на возвращение на свою родину и хотя бы символические территориальные уступки. Настаивая на нашей позиции, мы не просто добиваемся исторической справедливости. Мы стремимся к созданию условий, которые исключили бы всякую возможность повторения такого рода преступлений...