С ОПОРОЙ НА ТУРКМЕНБАШИ

Бурную реакцию в Киеве вызвало недавнее подписание в Ганновере соглашения между российским Газпромом и немецким концерном ВАSF о непосредственном, как сказал Герхард Шредер, доступе германских предприятий к добыче газа в России.

"Это плохая новость для Украины", - отмечают здешние эксперты. Есть и официальная реакция. Вице-премьер по вопросам евроинтеграции Олег Рыбачук назвал блефом разговоры о возможности прокладки Россией "трубы" в обход газотранспортной системы Украины. "Сейчас экономика очень рациональная. Речь идет о многомиллиардных инвестициях, которые Россия должна вложить, чтобы обойти Украину, хотя наиболее короткий и наиболее эффективный - транзитный путь".
Тем не менее специалисты сходятся во мнении, что подписание документа о строительстве трубопровода для транспортировки российского газа через Балтийское море непосредственно на западные рынки, минуя Украину и Польшу, ставят перед Киевом сложные вопросы. И первый из них - как намерения России и Германии повлияют на реализацию проектов новых украинских властей по созданию альтернативных схем поставок энергоносителей в Европу.
Об этом, как и об усилении энергетической безопасности (от Москвы, естественно), в Киеве заговорили сразу же после "оранжевой революции". Виктор Ющенко дал понять, что приложит все силы, чтобы нефтепровод Одесса - Броды не работал, как сейчас, в реверсном режиме, транспортируя российское топливо в южные порты Украины и далее через Босфор в Европу, а выполнял свое прямое назначение - перегонял нефть непосредственно в Европу через Польшу, причем не только российскую, но и закавказскую, и среднеазиатскую. "Труба" эта способна пропустить 9 - 10 миллионов тонн в год. Качается же нефти значительно меньше.
Во время визита Виктора Ющенко в Польшу он вел переговоры с Александром Квасьневским о достройке трубопровода до Плоцка и Гданьска. Украина намерена привлечь к сооружению этой магистрали, кроме Польши, Казахстан и США. Пока же реверс, судя по данным экспертов, приносит Украине одни убытки. А не было бы нынче в "трубе" российской нефти, она бы вообще простаивала, как это уже было в 2001 - 2003 годах.
Развитие событий по созданию давно обещанного газотранспортного консорциума показывает, что новые власти Украины не намерены осваивать ГТК лишь в паре с восточным соседом. Если до "оранжевой революции" возможными участниками проекта называлась, кроме России, и Германия, то нынче фигурируют также США, Казахстан, Туркменистан, Иран. Более того, месяц назад в печать просочилась информация, что Deutsche Bank подписал с "Нафтогазом Украины" договор о выделении двухмиллиардной кредитной линии "на модернизацию газотранспортной системы и поддержку других проектов". Каких именно - не сообщается, как и сроки поступления денег в Киев.
Очередным зондажем возможных новых участников ГТК был, вероятно, недавний визит Виктора Ющенко в Туркменистан, его переговоры с Сапармуратом Ниязовым. В Ашхабаде президент Украины сказал журналистам, что достигнута полная договоренность об участии Украины в добыче газа в Туркмении и что туркменская сторона гарантирует поставку 50 - 70 миллиардов кубометров газа.
Как будут реализованы на практике эти и другие проекты Киева по снижению "энергетической опасности", которую новые власти видят почему-то только в образе России, покажет время. Но уже первые шаги по диверсификации поставок энергоносителей и некое дистанцирование от восточного соседа во имя своей энергобезопасности вызывают вопросы не только у тех, кто еще вчера рьяно поддерживал на майдане лидеров "оранжевых", но и, вероятно, у сотен тысяч бывших украинцев, работающих нынче на газовых промыслах Тюмени и Сибири.
Неоднозначно оценивают новую тэковскую стратегию Киева и многие украинские бизнесмены и политики, которые считают, что внешнеэкономическая политика новой власти неадекватна интересам Украины. Вот, к примеру, точка зрения лидера СДПУ (о) Виктора Медведчука: "Новая власть исходит из того, что Украина - часть Европы, а поэтому мы должны выглядеть эксклюзивными поставщиками энергоресурсов. Первое - правда, а второе - нет". Поставщиком в конечном итоге является Россия. И если Украина хочет занять какое-то место в Европе, она это может сделать только в тесном сотрудничестве с Россией. "В противном случае,- считает политик,- мы подорвем свой авторитет и на Западе, и на Востоке. И результатом будут трубы, проложенные в обход Украины".