ТОТ САМЫЙ ЦИРК

Когда деревья были большими, как загорались наши глаза при слове "цирк"! Как ахали и замирали мы при виде львов и слонов, как смеялись над клоунами, восхищались мастерством и мужеством жонглеров и акробатов... А на Цветном бульваре деревья всегда большие. Москвичам и гостям столицы при желании убедиться в этом несложно. И, конечно, в этом уверена главный консультант Цирка на Цветном бульваре - вдова знаменитого Юрия Никулина - Татьяна НИКУЛИНА.

- Татьяна Николаевна, более 50 лет вы отдали цирку, в связи с чем недавно правительство наградило вас орденом Почета.
- Мне очень приятно, что мою работу заметили и оценили. Рада и за себя, и за людей цирка.
- Не стало Юрия Никулина, всенародно любимого артиста, но остался цирк, которым он руководил много лет. Какой он сегодня - Цирк Никулина?
- Мы стараемся сохранить атмосферу дружбы, тепла и заботы, которая была при Юрии Владимировиче. Конечно, нам без Юры тяжело. За ним были как за каменной стеной. Юрий Владимирович свободно входил в любой начальственный кабинет. И почти никто и никогда ему не отказывал... Но - работаем.
- В 2000 году ваш цирк отметил свой юбилей - 120 лет. Как вы думаете, если бы Юрий Никулин оказался на праздничном представлении, ему понравилось бы?
- Думаю, да. Мне кажется даже, что он похвалил бы нас за многое: будь то дивертисмент, тематическое представление или клоунада. В наш репертуар сейчас входит спектакль "Сказка для взрослых" - совместная работа артистов цирка и танцевального ансамбля "Фаворит" под руководством Алексея Шемякина. Это, надеюсь, Юрий Владимирович тоже бы одобрил.
- Во времена Никулина невозможно было представить себе "Гамлета" на арене, а сейчас приезжает немец Петер Штайн - и пожалуйста...
- И Максим Юрьевич (сын Никулина, генеральный директор и художественный руководитель цирка. - Е.У.), и я ищем синтез жанров и считаем, что в цирке можно все, даже классическая музыка и балет уместны. Любое искусство.
Петер Штайн в своей постановке использовал площадки цирка, галереи, лестницы. Получилось интересно.
И в нашей стране есть режисеры-новаторы. Марк Захаров при полном аншлаге ставил у нас в цирке спектакль к юбилею фильма "Тот самый Мюнхгаузен". Даже человека по фамилии Мюнхгаузен из Германии привез. Может быть, потомка, но, скорее, однофамильца знаменитого барона..
- А чем, по-вашему, отличается сегодняшний российский цирк от заграничного?
- Сейчас я меньше езжу, чем в молодые годы, но если судить по ежегодному фестивалю цирковых программ в Париже, то в зарубежном цирке на первом месте стоит трюк как таковой. Трюк, конечно, имеет колоссальное значение, но мы стараемся его соединить с идеей, образом. Заграничные представления - дорогие, внешне эффектные. У нас на такое просто нет денег. Тем не менее русские артисты за границей высоко котируются. Нет ни одного фестиваля, с которого мы бы не привозили призов.
- Сколько программ вы показываете за сезон?
- Обычно три. Первая идет до конца зимних каникул, вторая - до конца весенних, а третья - с июня по сентябрь. Сейчас на арене несколько необычная программа "Национальная премия "Циркъ", поставленная не режиссерами нашего цирка, а цирковой академией. В программе заняты только лауреаты премии "Циркъ", учрежденной Академией цирка. Я считаю совершенно феноменальным аттракцион "Триумф ХХI века" отца и сына Запашных. Ничего подобного нигде и никогда в мире не было - тигры на зеркальных шарах. Необыкновенно красиво: шары поблескивают, звери порыкивают, зрители в полном восторге. А последний трюк, когда тигра с дрессировщиком поднимают под купол на вращающемся шаре, просто фантастический.
В июне состоится премьера заключительной программы сезона - "На бис", она будет легкой и веселой, не тематической, без аттракционов.
- Лето - пора гастролей...
- Наш цирк всей труппой, как правило, не выезжает. В этом году мы впервые выпускаем филиал Цирка Никулина - шапито - по Подмосковью. Чисто дивертисментное представление из очень качественных номеров.