Как известно, сегодня добычей нефти и газа у нас занимаются как большие вертикально интегрированные нефтяные компании (сокращенно - ВИНК), так и малые и средние нефтяные организации (МСНО). ВИНКи работают на крупных, а если повезет - на уникальных месторождениях (72 процента). МСНО разрабатывают малые углеводородные структуры (59 процентов), которые зачастую расположены в сложных по географическим и горно-геологическим условиям районах. Их ресурсная база зачастую отличается пониженным качеством. Поэтому величина капитальных вложений МСНО на тонну извлекаемой нефти в 4 раза выше, чем в среднем по отрасли.
Между тем роль малых и средних нефтедобывающих компаний растет с каждым годом. Они, по словам заместителя министра энергетики Валентина Шелепова, фактически участвуют в формировании нефтяного рынка в России и справедливых цен на сырье. Кроме того, малые и средние предприятия ТЭК активно влияют на социальную политику в регионах. Благодаря МСНО удалось сохранить многие населенные пункты в старых промысловых районах, повысить занятость населения не только в добывающих, но и в смежных отраслях, пополнить региональные и местные бюджеты.
Потенциал малого и среднего бизнеса высок. Между тем этот сектор все больше загоняется в угол, и если не принять экстренных мер, то от независимых нефтегазодобывающих компаний в скором времени останутся рожки да ножки.
За ними активно охотятся нефтегазовые монстры. Тенденция к поглощению мелкого бизнеса крупным вызывает тревогу у многих. Только по итогам прошлого года десять компаний, входящих в ассоциацию малого и среднего нефтяного бизнеса "АссоНефть", потеряли юридическую независимость и перешли в структуры ВИНК. В итоге вместо обещанных 32 миллионов нефти, что составляет 10 процентов от объемов нефтедобычи в России, МСНО дали всего 24 миллиона тонн (7 процентов).
Независимые организации не защищены и от других передряг. Например, падение цен на нефть в 3,3 раза поставило под угрозу само существование среднего сектора ТЭК. Иначе и не могло быть: цена нефти упала с 3200 рублей до 1000 за тонну, а средняя себестоимость добычи по МСНО составляет 1800 рублей за тонну нефти. Законсервировать нерентабельные скважины и сбросить добычу при неблагоприятных конъюнктурных изменениях в отличие от ВИНКов малые предприятия не могут, так как работают с небольшим количеством скважин. Изменить направление деятельности - тоже, потому что производят лишь один вид продукции.
Выйти из тяжелой ситуации самостоятельно, без поддержки государства, малый и средний бизнес не в состоянии. Существует мировой опыт государственного регулирования этого сектора экономики. Для начала надо хотя бы разобраться: что такое малый и средний энергетический бизнес в России? Необходимо принять ряд законопроектов, в том числе и закон о статусе малых и средних предприятий ТЭК, где были бы четко прописаны их права и обязанности. Нужны поправки в законы "О естественных монополиях", "О недрах", в Налоговый кодекс РФ, которые бы стимулировали развитие нефте- и газодобывающих компаний, а не препятствовали ему.
В нашей стране недра принадлежат государству, а четкой государственной политики в области недропользования, лицензирования и регулирования средних и малых добывающих компаний пока нет.
Последовательно предстоит решать и самый, пожалуй, трудный вопрос - доступа к трубопроводным системам и рынкам сбыта. Пока в этом плане МСНО дискриминируются.
На заседании прозвучало много дельных предложений. Но когда стоит ожидать практических шагов? Этот вопрос я задала председателю думского Комитета по энергетике, транспорту и связи Владимиру КАТРЕНКО.
- В ближайшие дни мы примемся за доработку основополагающих законов по ТЭК,- ответил он.- Совместно с Советом Федерации, Министерством энергетики, правительством разработаем конкретный план действий по выводу важнейшего сектора ТЭК из кризиса. Без малого и среднего бизнеса топливно-энергетический комплекс страны не сможет функционировать. Наша задача - помочь ему не просто выжить, но и стабильно развиваться. Надеюсь, это получится.
ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ:
Елена КОРЗУН, генеральный директор "АссоНефть":
- Государство равнодушно взирает, как пожираются мелкие компании, а аналитические центры пишут "похоронки", что, мол, естественно: в российской нефтедобыче должны работать только крупные предприятия. Надо наконец решить, что выгоднее для страны: идти по пути олигопольного развития, и тогда на нефтегазовом пространстве останутся 2-3 компании, или же создавать динамичную экономику, где среди субъектов недропользования будут и крупные, и мелкие организации.
Анатолий ОСТРЯГИН, глава администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа:
- На территории нашего района открыто 90 месторождений. Крупные уже разрабатываются. Остались малые, которыми вполне могут заниматься небольшие предприятия. Но при существующем налоговом законодательстве вряд ли кто на них пойдет. Необходимо вводить дифференцированный налог на недра.
Виктор БАРАНОВ, председатель союза независимых производителей газа ("Союзгаз"):
- В последние годы добыча газа в стране упала. Довести ее до нужных объемов можно при участии независимых предприятий. Сегодня "независимые" добывают 30 миллиардов кубов "голубого топлива", а к 2010 году этот показатель должен вырасти втрое. Но одно дело - добыть газ, другое - пробиться с ним в магистральную трубопроводную систему Газпрома. Мы считаем, что свободный доступ к трубе должен гарантироваться государством. Надо поставить дело так, чтобы немотивированный отказ Газпрома на прокачку газа можно было оспорить в суде с возмещением причиненных убытков. В то же время независимые поставщики сырья должны нести ответственность за несвоевременное освоение месторождений и "простои" трубы.