ПОКОРЕНИЕ МОСКВЫ

Гастроли Тбилисского театра имени Шота Руставели проходят сразу на трех сценических площадках: Малого, Вахтанговского и Театра имени Моссовета.

И опять, как 30 лет назад, толпы поклонников творчества Роберта Стуруа заполняют зрительные залы московских театров, чтобы увидеть его спектакли "Кавказский меловой круг" Бертольта Брехта, "Человек ли он?" Ильи Чавчавадзе, "Двенадцатую ночь" и "Гамлета" Вильяма Шекспира. Публике интересно сравнивать игру темпераментных грузин в истории о принце Датском и актеров театра "Сатирикон", которую и в Тбилиси, и в Москве поставил Стуруа, утверждающий, что это совершенно две разные режиссерские версии. Ну а что касается "Двенадцатой ночи", то многие зрители, не попав на нее во время Всемирной театральной олимпиады, теперь постараются увидеть это красочное зрелище, где с небес опускаются ангелы и разные святые.
Стуруа любит ставить притчи, но это совсем не значит, что действие в них разворачивается медленно, скорее, наоборот - ритм их слишком стремительный и бурный, как горный водопад. Когда 30 лет назад он привез в Москву "Кавказский меловой круг", зрители были поражены пиршеством театральных красок и музыкой мало тогда известного в России Гии Канчели. Теперь в этом спектакле выступает новое поколения актеров, причем они играют не какой-то там далекий от них мифологический сюжет, связанный с мятежами и войнами в придуманной Брехтом стране, а фактически изображают то, что до недавнего времени происходило в Грузии. Выходит, от художественного вымысла до правды - не так уж далеко. Роберт Стуруа всегда " сочиняет" спектакли, исходя из своих наблюдений над жизнью и людьми, поскольку он не только художник, но и философ. Стуруа также уверен, что культурное пространство не имеет границ, поэтому русским и грузинским деятелям сцены нечего делить, разве только славу...