В АФРИКАНСКОМ ПЛЕНУ

За последние пять лет в Анголе пропало шесть российских экипажей вместе с самолетами. Летчики выполняли перевозки гражданских грузов по контракту с местными частными фирмами. Благодаря серьезным усилиям общественного международного фонда "За возвращение домой" и повстанческой организации УНИТА (Национальный союз за полное освобождение Анголы) из плена было вызволено два экипажа. О судьбе остальных летчиков до настоящего времени ничего не известно.

- Спасите моего сына Митяева Александра Михайловича, борт-инженера, и его товарищей, - с такой просьбой обратилась Роза Александровна Степанова, мать пропавшего без вести летчика в открытом письме к президенту России Владимиру Путину.
Черный континент - не самое благоприятное место для работы гражданской авиации. В Анголе до последнего времени шла война, кроме того, на территории страны промышляют сотни разрозненных, никому не подчиняющихся, хорошо вооруженных и обученных бандформирований и отрядов наемников. Не исключено, что пропавшие без вести российские гражданские летчики находятся у них в плену и под страхом расправы вынуждены выполнять все их приказания, перевозить алмазы, оружие и другие грузы.
- Мы активно ведем поиски наших товарищей,- говорит руководитель фонда "За возвращение домой" Сергей Кудряшов. - Нам удалось добиться освобождения двух экипажей самолетов Ан-12 и Ан-26 из плена и возвращения пилотов к своим семьям. Но из восьми человек вернулось только пятеро. Трое умерли от малярии. Сейчас идет поиск мест захоронения этих летчиков и ведутся переговоры о возвращении их останков.
История с освобождением сильно напоминает шпионский детектив. Через посредников была установлена связь с руководителем УНИТА Савимби. Общение проходило через его официальных представителей в Португалии либо через Интернет.
- Хорошо, что не пришлось заучивать пароли и доставать тайники, - продолжает Сергей Кудряшов. - Но самое главное, что летчики вернулись к своим семьям.
Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Савимби, обещавший неограниченную помощь и всяческое содействие в поиске пилотов, убит правительственными войсками. В Анголе намечается наступление долгожданного мира и согласия между враждующими более 26 лет сторонами. В начале апреля правительство и представители УНИТА подписали окончательное соглашение о прекращении огня.
По мнению посла республики Ангола в России Роберту Монтейру, после прекращения гражданской войны ситуация с пропавшими пилотами может проясниться.
- Мы теперь сможем беспрепятственно их искать на территории, которая раньше контролировалась повстанцами, - говорит посол Монтейру. - Специально для этого по указанию президента нашей страны Эдуарду душ Сантуша создана межведомственная комиссия. Члены этой комиссии тесно сотрудничают с российским посольством в Анголе. Однако, несмотря на все предпринимаемые нами усилия, было бы неплохо представителям фонда самим приехать в страну и помочь в этом нелегком деле.
Что касается выдачи останков, то Ангола готова это сделать, как только будут известны места их захоронения.
- Я прекрасно понимаю состояние родственников пропавших летчиков, - сочувственно добавляет посол. - Но, к сожалению, наше посольство может выполнять только посредническую роль.
Однако жены и матери пропавших пилотов не верят властям, которые кроме обещаний и упреков ничего за пять лет так и не сделали. Представители фонда уверены, что правительственные войска Анголы еще долго не смогут контролировать всю территорию страны. Но от этого никому не легче. Правда, в последнее время мелькнул луч надежды. "Мы с удовлетворением восприняли начало миротворческого процесса в Анголе и надеемся получить хоть какую-нибудь весточку от своих близких", - говорится в послании, врученном послу Монтейру. Кроме того, выражается просьба к президенту Анголы взять под "личный контроль расследование обстоятельств исчезновения самолетов и экипажей, их поиск и возвращение домой".
В России поиском пропавших летчиков тоже занимались не лучшим образом. Родственники пилотов не раз обращались к Борису Ельцину, Алексию II, в министерства обороны и экономики, СВР, депутатам Государственной Думы и многим другим. Все они либо не отвечали, либо переправляли письма в МИД.
Последней надеждой Розы Александровны Степановой стало открытое письмо президенту Путину, который в феврале 2000 года в прямом телевизионном эфире как раз перед выборами обещал принять меры по розыску летчиков.
- В 1998 году с нами встречались в администрации президента, - говорит Роза Александровна. - Это была специально созданная комиссия, состоявшая из депутатов, представителей различных солидных организаций и учреждений. Они обещали завести уголовное дело по фактам пропажи людей и самолетов. Сейчас в администрации президента (комитет по розыску военнопленных, интернированных и пропавших без вести) советуют писать письма президенту или в МИД. Но пока все ограничивается дипломатической перепиской и вежливой беседой с нами.
ХРОНИКА ИСЧЕЗНОВЕНИЙ
На сегодняшний день общественный фонд "За возвращение домой" ведет поиск:
*** Самолета Ан-72 молдавской авиакомпании "Ренан", пропавшего 22 декабря 1997 года над территорией Анголы, и экипажа в составе: Лемешкин Анатолий, Горчинский Павел, Кулагин Валерий, Сафранович Михаил, Колесников Александр, Кристаев Петр. Судьба экипажа не известна.
*** Самолета Ан-26 из Перми, пропавшего 2 сентября 1998 года над территорией Анголы, и экипажа в составе: Дудко Виталий, Пушкарев Павел, Чувырин Валерий, Семков Валерий. Местонахождение и состояние экипажа не известны.
*** Самолета Ан-12, прекратившего связь и пропавшего 26 октября 1998 года после вылета из ангольского аэропорта Нзаже, и экипажа в составе: Стадник Георгий, Романовский Евгений, Митяев Александр, Кутявин Юрий. Местонахождение и состояние экипажа не известны.
*** Самолета Ан-12 украинской авиакомпании "Хорс", пропавшего 14 декабря 1998 года, и экипажа в составе: Бойков Сергей, Кинстлер Александр, Ферсунин Александр, Пивторак Виктор, Коробко Валерий. Судьба экипажа не известна.
*** Самолета Ан-12, прекратившего связь и пропавшего после взлета из аэропорта ангольской столицы Луанды 27 декабря 1998 года, и экипажа в составе: Филатов Александр, Хоменко Александр, Трофимов Игорь, Вагапов Геннадий. Местонахождение и состояние экипажа не известны.
*** Самолета Ан-26, пропавшего 30 октября 2000 года, и украинского экипажа в составе: Дубинин Владимир, Аскеров Дмитрий, Фетисов Олег, Юрченко Сергей. Судьба экипажа не известна.
По словам представителей фонда, они обладают неподтвержденной информацией, что "большинство пропавших россиян живы, однако их точное местонахождение неизвестно". В настоящее время по контрактам в африканских странах работает более 500 экипажей из России и стран СНГ. Зачастую летчики не ставят в известность российские диппредставительства за рубежом о своих контрактах. Это сильно затрудняет их последующий поиск.