ДОРОГА В КОСМОС НАЧИНАЕТСЯ В СИБИРИ

Слухи о близкой кончине российской науки сильно преувеличены. Лишний раз в этом убеждаешься, когда знакомишься с очередным творением сибирских ученых. В частности, речь идет о созданной в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН гиперзвуковой аэродинамической трубе АТ-303, аналогов которой на сегодня в мире не существует.

Создание этой уникальной установки начиналось в те времена, когда российская наука, вынужденная перебиваться с хлеба на квас, жила надеждами на лучшие времена. Именно в "черном" для российской экономики 1994 году на базе Института теоретической и прикладной механики, Института гидродинамики и Института гидроимпульсной техники был создан творческий научный коллектив, перед которым была поставлена сверхзадача - создать аэродинамическую трубу, которая бы превосходила все существующие в мире аналогичные установки.
Сегодня это кажется невероятным: имея копеечное финансирование и работая практически на голом энтузиазме, сибиряки тем не менее с поставленной перед ними задачей справились блестяще. Созданная ими гиперзвуковая аэродинамическая установка позволяет с высочайшей точностью моделировать условия, которые испытывают аэрокосмические корабли, когда они вырываются в открытый космос.
- Очевидно, что будущее освоения космоса связано с многоразовыми летательными аппаратами, такими как созданный в свое время космический самолет "Буран". Именно для испытания таких летательных аппаратов и создавалась АТ-303, - вводит меня в курс работы установки кандидат технических наук Владимир Чиркашенко. - Чтобы получить идеальную для таких условий форму корпуса корабля, необходимо создать условия, реально близкие к действительным.
Главной изюминкой АТ-303 является система подготовки воздушного заряда, который затем буквально "расстреливает" испытываемую модель летательного аппарата. При этом скорость воздушного потока внутри трубы в 20 раз превышает скорость звука, а рабочее давление воздушного потока равняется 2500 атмосферам. "Выстрел" длится всего лишь несколько сотых долей секунды. Однако этого времени вполне достаточно, чтобы высокочувствительные датчики, которыми начиняются испытываемые модели, смогли выдать на пульт исследователя всю необходимую информацию.
В день моего пребывания сотрудники, обслуживающие установку, готовились к проведению "продувки" и тестированию модели гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Испытать свое детище в трубе сибиряков пожелала французская фирма, специализирующаяся на космических летательных аппаратах.