С 1994 по 1999 год на железнодорожном транспорте в эксплуатацию введено 6,5 миллиона квадратных
С 1994 по 1999 год на железнодорожном транспорте в эксплуатацию введено 6,5 миллиона квадратных метров жилья. Это позволило улучшить условия 118 тысяч семей. Сейчас на первом этапе успешно реализуется принятая отраслевая программа переселения пенсионеров и высвобождаемых работников из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
К началу этого года на учете для улучшения жилищных условий по сети железных дорог состоят 224 496 семей, или 14,1 процента от общей численности рабочих. Из них 25 277 семей - с приоритетным правом на улучшение жилищных условий. Чтобы "разрулить" эту проблему, необходимо построить выше 13 миллионов квадратных метров жилья с расчетной стоимостью 61,5 миллиарда рублей капитальных вложений. Средствами одних предприятий МПС не обойдешься.
В разработанной и принятой концепции жилищной политики на федеральном железнодорожном транспорте на период до 2005 года определены четкие меры, в том числе с применением механизмов ипотечного жилищного кредитования.
В условиях, когда многие отрасли перестали строить либо резко снизили объемы жилищного строительства, а федеральный бюджет не обеспечивает в полной мере законные потребности граждан в жилье, МПС принял на себя обязательство по предоставлению жилья своим сотрудникам, и в первую очередь - социально не защищенным. В частности, предусматривается увеличение объемов строительства жилья более чем в 2,4 раза. В этом году ожидается ввод 600 тыс. кв. м, а в 2005 году намечено выйти на рубежи 1 - 1,1 тыс. кв. м по всем источникам финансирования.
На чем основывались необходимость такой программы и пути ее реализации?
От железнодорожников зависят безопасность движения поездов и успешная работа транспорта. Всю деятельность в жилищной сфере отрасли в самое ближайшее время необходимо абсолютно четко разделить на две взаимосвязанные, но в то же самое время самостоятельные составляющие. Деление должно быть произведено в соответствии с конституционной нормой о том, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату. Выходит, надо согласиться с тем, что они не могут воплощаться на практике одинаковыми методами, а значит, и делать это должны различные структуры.
Отраслевая программа строительства жилья на 2000-2005 годы с использованием ипотечного жилищного кредитования - это оптимальный подход к решению проблемы. Он позволит программно-целевыми методами решать новые задачи, возникающие в связи с реформированием жилищной сферы в стране вообще и в отрасли в частности.
Для реализации программы с участием железных дорог и иных структур предлагается создать фонд ипотечной жилищной программы, являющийся некоммерческой организацией. На железных дорогах будут созданы его филиалы, а в отделениях дорог - представительство филиалов. Фонд создает условия по привлечению ресурсов из различных источников в жилищную сферу отрасли, привлекает и аккумулирует инвестиции от юридических и физических лиц. Кроме того, он развивает сотрудничество между структурами, реализующими жилищные программы на федеральных, региональных и муниципальных уровнях, а также инициирует участие работников отрасли и поддерживает их в финансировании строительства и приобретении жилья. Фонду предстоит также обеспечить увеличение объемов, повышение качества жилищного строительства в отрасли и за счет этого способствовать улучшению жилищных условий сотрудников, создавать заемно-кредитный механизм в жилищной сфере.
С применением ипотечного кредитования потребность средств отрасли на жилищное строительство сразу уменьшается на 30 процентов, а также на 10-15 процентов за счет повторного использования вносимых в качестве первичного взноса старых квартир, находящихся в собственности у работников, использования возвратных сумм от выданных займов.
То есть, привлекая средства работников отрасли, предоставляя ипотечный заем под доступные проценты, используя жилье, находящееся в собственности у работников - участников программы и тем самым наращивая объемы привлекаемых средств, можно снизить потребность средств предприятий, добиться прогнозируемых объемов строительства жилья. Немаловажно и то, что предприятия отрасли совместно с каждым работником не только решают проблему улучшения его жилищных условий, но и загружают отраслевую строительную индустрию.