Исполняется год, как в стране ввели массовый карантин. С тех пор работа на удаленке обрела массовый характер
Принципиально иным стал и рынок труда, который уже не собирается возвращаться к допандемической реальности. При первой возможности вернули персонал на стационарные рабочие места только представители реального сектора экономики.
Последние социологические исследования аналитических центров НАФИ и HeadHunter говорят о том, что четверть российских работодателей не намерены возвращать сотрудников в офисы даже после снятия всех коронавирусных ограничений. И количество вакансий с дистанционным форматом занятости продолжает расти. Если в конце прошлого года их насчитывалось меньше 30 тысяч, то сейчас перевалило за 50 тысяч.
И это неудивительно. Компании приложили немало сил для выстраивания рабочих процессов на расстоянии, и они не видят причин отказываться от этого опыта. Кроме того, он оказался эффективным. Скажем, перевод каждых 10 сотрудников на работу вне офиса позволяет столичным компаниям экономить 1,5-2 млн рублей в год.
Такой подход совпадает с настроениями большинства работников. Люди успели оценить пре-имущества удаленки и не горят желанием тратить время и деньги на ежедневные поездки в офис. Недавний опрос, проведенный в 12 ведущих странах, показал, что 87% респондентов хотели бы работать в формате гибридной занятости, сочетающей присутственные дни и удаленку.
Вот объяснение экономиста Алексея Подшибякина:
— У людей появилось больше свободного времени, больше общения с родными и близкими. Что самое интересно: люди стали меньше болеть. Другое дело, если в домашних условиях не удается оборудовать полноценное рабочее место. А позволить себе работать в коворкингах могут далеко не все, да и за пределами Москвы и Санкт-Петербурга такие деловые пространства еще в диковинку.
Среди компаний, которые не собираются возвращать персонал в офисы, большинство связаны с цифровыми технологиями, образованием, юри-пруденцией, массовыми коммуникациями и маркетингом. Можно сказать, что пандемия выступила здесь катализатором изменения бизнес-процессов, поскольку люди, занятые в этих сферах, и раньше имели возможность выполнять значительную часть своих обязанностей вне стен офисов.
Немало и тех, кто для своего бизнеса избрал гибридный путь, когда часть сотрудников работают из дома, а часть приезжают в офисы. О своей ориентации на такую занятость заявили в «Билайне», Finn Flare, «Совтрансавто» и других компаниях.
И даже традиционно консервативные представители банковского сообщества, признав опыт дистанционной работы в пандемию удачным, приняли решение оставить часть сотрудников дома и после снятия ковидных ограничений. Так, Герман Греф заявил том, что вне зависимости от эпидемиологической обстановки в стране его «Сбер» не будет возвращать с удаленки треть всего персонала. На ту же цифру ориентируются в МКБ и Альфа-Банке.
Но говорить о том, что удаленка и гибрид стали доминирующими формами занятости на российском рынке труда, пока нельзя. К настоящему времени в 40% компаний сотрудники окончательно вернулись на свои прежние рабочие места, причем в регионах этот показатель еще выше — 54%.
Чаще всего при первой же возможности отказываются от удаленки представители реального сектора экономики. Например, в «Газпроме» сразу заявили, что не рассматривают возможностей сохранения удаленки даже для части сотрудников. В компании идет активная вакцинация сотрудников. Тем же путем пошел менеджмент «ЛУКОЙЛа», «Транснефти» и «Роснефти», причем объемы вакцинирования здесь уже исчисляются сотнями тысяч прививок.
Получается, коронавирус научил российских работодателей прагматично подходить к вопросу организации бизнес-процессов и тщательнее считать деньги. И если удаленка действительно выгодна для компании, эту форму занятости в том или ином виде сохраняют. И процесс этот будет набирать силу — вне зависимости от эпидемиологической ситуации.