Помните эту крылатую фразу управдомши из комедии Гайдая? Сегодня она звучит не смешно, а угрожающе. В каждую дверь стучатся коммунальщики с требованием заменить счетчики, краны и домофоны, подключить интернет, внести деньги за капремонт, уборку территории и прочие услуги. Хотя есть способ отбиться от тех, кто пытается правдами и неправдами залезть в наш карман. Для этого надо знать свои права и самому распоряжаться собственными деньгами.
Навязчивые предложения — всего лишь способ поживиться, используя неграмотность населения и лазейки в правовом регулировании ЖКХ. В этой сфере теперь крутятся огромные деньги, на них мошенники и слетаются как мухи на мед.
В советские времена коммунальное хозяйство сидело на голодном пайке. Кто шел работать электриком, сантехником и даже выбивался в начальники ЖЭКа? Да тот же Афоня из одноименного фильма! По причине тотального недофинансирования дома ветшали, трубы ржавели, все разваливалось. В новой России проблему взялись решать с помощью рыночных отношений. Управление жилым фондом возложили на ДЕЗ (дирекции единого заказчика), а собственно сами функции эксплуатации стали выполнять РЭУ (ремонтно-эксплуатационные управления) и ЖЭУ (жилищно-эксплуатационные управления). Приватизация жилья создавала миллионы собственников, кровно заинтересованных в качественной и бережной эксплуатации своего жилья. Казалось, теперь расцветут конкуренция, народная смекалка и соседская взаимовыручка...
Попутно власти поддали пару, плеснув на тлеющие угольки законодательной реформы инициативу в виде Жилищного кодекса. В острой борьбе государственных и частных управляющих компаний должны были рождаться новые герои-сантехники и новые коммунальные отношения. А безудержный рост тарифов ЖКХ подавался как временная проблема, связанная с созданием матбазы для современного городского хозяйства. А дальше открытые тендеры на право управлять жилым фондом начнут снижать затраты и повышать качество услуг. Светлое будущее было близко, но...
Рынок надо регулировать. Эти функции исполняют органы власти в лице префектур и управ, которые распределяют право обслуживать муниципальный жилой фонд по конкурсу. Заказ, а вместе с ним и деньги получает победитель. Вот тут и возникает соблазн провести через тендер «своего человечка» — естественно, не даром. Ведь кто такой чиновник? Это человек, временно распоряжающийся чужой собственностью.