В Москве открылась выставка русской живописи «Когда б не живопись, я был бы мрачен тоже…»
В Москве открылась выставка, которая вскоре обещает стать основой нового музея. «Труд» увидел в этом признак важного процесса: частные коллекции выходят из-под спуда, и собиратели все отчетливей понимают, что публичность — на самом деле главная гарантия сохранности художественных сокровищ.
За камерной выставкой, открывшейся в московской штаб-квартире аукционного дома MacDougall’s, стоит амбициозная заявка на крупный гуманитарный проект. На выставке русской живописи, озаглавленной строкой Александра Кушнера «Когда б не живопись, я был бы мрачен тоже...», столичный коллекционер и бизнесмен Борис Минц показал лишь небольшую часть своего собрания, зато огласил планы открыть через год в Москве новый музей. Рядом с картинами уже показан макет здания на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик». Сейчас она реконструируется с сохранением облика исторических построек по проекту известного британского архитектурного бюро John McAslan + Partners.
Близ Белорусского вокзала во владениях предприятия, основанного в 1855 году французом Адольфом Сиу, создается культурно-деловой комплекс. За кирпичным корпусом — круглое в плане здание музея площадью 1000 кв. м (раньше на этом месте был склад сахара и какао). Три экспозиционных зала на разных этажах, сейфовое хранение картин, специальное освещение. 3D-кинозал-трансформер. Сенсорные панели, современные системы навигации. Помещение для занятий с детьми...
Но сложность создания музея — не только в проблемах инфраструктуры. И даже не в дороговизне дело. Главное, требуется идея: экспозиция должна рассказывать определенную историю — историю направления в искусстве, его творцов и страны, это направление выдвинувшей. Иначе перед нами всего лишь кунсткамера — случайное собрание вещей, пусть редких и красивых...
Борис Минц, в прошлом физик-теоретик и директор РЕН ТВ, а ныне 120-й в списке богатейших людей России по версии Forbes, уверовал в русский импрессионизм. Он собирает коллекцию уже 12 лет. Искусствовед и аукционист Екатерина Макдугалл не без пафоса произнесла на вернисаже: «Сейчас популярны кураторские выставки, составленные как мозаика. А на нашей выставке ощущаешь личность коллекционера, ведь коллекция — это слепок души собирателя».
В экспозицию вошли подчас совсем маленькие картины известных и не очень художников. Среди них — фактический основоположник импрессионизма в России Василий Поленов, его верные ученики Валентин Серов и Константин Коровин. Серов — великий художник, на рынке его работы редки и очень дороги, и пока тут только крохотный эскиз «Окно», впрочем, замечательный ощущением свободы и свежести. Иное, более пасмурное настроение — у поленовской картины «В овраге». Но посмотрим на год создания: 1879-й, вскоре после картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», давшей начало всему движению. Эта зарисовка русской природы вполне претендует на звание шедевра. Запоминаются холсты живописцев следующего поколения: «Солнечный день. Кострома» Петра Петровичева, «Москва. Самотека» Леонарда Туржанского, «Дорожка через лес» Сергея Виноградова, «Окно в сад» Николая Богданова-Бельского...
Менее убедителен советский раздел — здесь выделяется сталинско-брежневский портретист Дмитрий Налбандян. Характерно название работы: «Итальянский рыбак Лонго, который видел Ленина». Как бы ни напирали апологеты на жизнерадостную «безыдейность» его пейзажей и натюрмортов, все-таки этот вполне посредственный живописец вряд ли попал бы в историю, не будь в его биографии вождей. Если откровенно, выставка неровна по художественной ценности работ, и остается надеяться, что своего настоящего уровня культурный центр на бывшем «Большевике» достигнет с открытием музея. Владелец готов не только показывать свою коллекцию, но и приглашать других собирателей к созданию, как он говорит, «постоянной экспозиции, посвященной развитию русского импрессионизма». А на «выставки-блокбастеры мирового уровня» обещано привозить «произведения, обычно недоступные широкой публике, из частных собраний и музеев России и Европы». Объявленная программа под стать крупному госмузею — справится ли с ней команда МРИ? Первой ласточкой станет показ словенских импрессионистов из Национальной галереи Словении. Идут и переговоры с Национальной художественной галереей в Софии.