Крым скоро станет особой экономической зоной. Российские власти считают, что этот статус позволит привлечь инвесторов, подтянуть экономику и превратить полуостров в цветущий оазис. В качестве примера для подражания предлагается использовать опыт Калининградской области, где такая зона существует с середины 90-х годов. Между регионами много общего, в том числе отсутствие прямого сухопутного сообщения с остальной Россией. Хотя калининградский опыт стоит использовать с оглядкой, поскольку в балтийском анклаве получилось не все, что задумывалось.
Калининградцам не привыкать жить в изоляции. Во времена СССР это был полузакрытый «западный форпост». А с 1991-го Янтарный край в еще более интересном положении — самый западный регион оказался отрезан от остальной территории РФ.
Распад Союза по «отрезанному ломтю» ударил больнее всего. Когда в начале 90-х решались глобальные проблемы устройства нового миропорядка и определения статуса российских территорий, в Москве не додумали, не просчитали специфику Калининградской области. Даже сегодня, спустя столько лет, окруженные сухопутными границами граждане испытывают, скажем так, неудобства. Будучи россиянами, не могут просто так попасть из РФ в РФ (из области на «большую землю»). Без загранпаспорта можно улететь только на самолете. По соответствующим ценам. Тот же, кто едет на поезде, должен получить соответствующее разрешение от Литвы. И стойко переносить тяготы, связанные с пересечением границ...
Оторванность от метрополии периодически напрягает калининградцев. Сейчас, скажем, Европа грозится наказать Россию за присоединение Крыма посредством экономических санкций или ужесточения визового режима. Вот в области многие уже и призадумались: что будет, если вдруг перекроют границы для товаров? Ведь несмотря на все успехи местной Особой экономической зоны, регион все еще зависит от импорта, и прежде всего — продовольствия.
Однако если бы еще и ОЭЗ не было? В начале 90-х, рассуждая о будущем области, многие всерьез рассматривали самые пессимистичные прогнозы. И сейчас большинство экспертов приходит к выводу, что регион не удержался бы на краю пропасти без введения льготного таможенного и налогового режима. В крайне тяжелый для страны реформаторский период, когда производство падало и инфляция зашкаливала, удалось пробить идею организации в нашем регионе Свободной экономической зоны, впоследствии модернизированной в Особую экономическую зону. Регион получил специальный статус, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, облегчает бизнесу доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре. В результате издержки инвесторов при реализации проектов на 30-40% ниже, чем в остальной России.
«Надо низко поклониться тем людям, которые в той почти безнадежной для нас ситуации предложили этот спасительный инструмент, — говорит депутат Калининградской областной думы, председатель комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры Александр Кузнецов. — Автосборочные предприятия, деревообработка, мебельная, пищевая, электронная промышленность — все, что мы можем поставить себе в заслугу в сфере экономики в постсоветский период, по большому счету связано с ОЭЗ».
Однако были и неудачи. Полтора года назад пришлось закрыть ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Куршская коса» на территории Зеленоградского района Калининградской области. Были наполеоновские планы по превращению косы в оазис для туристов, но за несколько лет здесь не зарегистрировался ни один резидент, не пришло ни рубля инвестиций. Отсутствие надежного и недорогого сообщения с большой землей поставило крест на перспективном проекте.
В Крыму эта история может повториться, если не получится быстро построить мост через Керченский пролив.
Голоса
Борис Титов, бизнес-омбудсмен
— В Крыму сегодня можно реализовать экономические задачи, которые многие годы не получается реализовать в России. Крым — идеальная площадка: компактная, с очерченными границами, прекрасным климатом, и что важно — без нефти. И она идеальна для того, чтобы пойти на риски, реализовать экономическую программу, направленную на развитие, а не на стабилизацию. Направления развития: туризм, сельское хозяйство, порты и коммуникации.
Александр Шохин, президент РСПП
— Крым может стать хорошей площадкой для развития в России инновационного бизнеса и IT-технологий. Мировая практика показывает, что в регионах, имеющих комфортные условия для жизни и отдыха, можно успешно создавать благоприятную среду для развития высоких технологий. Примерами таких регионов являются американский штат Калифорния с его Силиконовой долиной и Лазурный берег во Франции.