"Автогражданке" не хватает денег

С этой недели "автогражданка" для некоторых водителей заметно подорожала: правительство России постановило изменить коэффициенты, применяемые для расчета стоимости полиса ОСАГО. Больше других теперь будут платить владельцы малолитражек, а также юные водители, чей стаж не превышает трех лет.

В первую очередь изменения коснулись территориальных коэффициентов: раньше их было семь, теперь - тринадцать. К Москве, Санкт-Петербургу, Московской и Ленинградской областям относятся последние четыре коэффициента (1,6; 1,7; 1,8 и 2 соответственно), они остались без изменений. Большинство городов "переехали" из одной группы в другую: так, например, Казань, Кемерово, Краснодар, Красноярск, Челябинск, Нижний Новгород, Новокузнецк и Пермь, ранее входившие в группу 1,3, теперь имеют коэффициент 1,6, а Архангельск, Копейск, Сургут, Ханты-Мансийск и Якутск переместились в группу 1,6 из группы с коэффициентом 1. Кстати, группы с коэффициентами 1 и 1,3 - самые многочисленные.

Помимо территориальных были откорректированы коэффициенты, устанавливаемые в зависимости от технических характеристик автомобиля: для машин мощностью до 70 лошадиных сил они выросли (до 0,6-0,9), а для авто, под капотом которых свыше 100 "лошадок", - снизились (до 1,2-1,6). Юные и неопытные автолюбители станут платить больше. "Скажем, водитель в возрасте 21 год с опытом до 3 лет, который ездит на машине мощностью 50-70 "лошадок", до поправок заплатил бы за полис 3603 рубля, а теперь он обойдется в 6058 рублей, - подсчитывает начальник управления автострахования СГ "Межрегионгарант" Алексей Мишин. - Коэффициент для граждан в возрасте до 22 лет и со стажем менее 3 лет теперь составляет 1,7 против 1,3 ранее, однако требования к стажу в прошлом были 2 года".

Также вырос до 1,7 коэффициент, применяемый для расчета стоимости полиса с неограниченным кругом водителей - с такой страховкой управлять транспортным средством может любой гражданин, имеющий права.

"При принятии закона об ОСАГО поправочные коэффициенты были установлены приблизительно, так как никакой объективной статистики по убыточности на тот момент не было, - поясняет Алексей Мишин. - Сегодня внесение корректив - необходимая мера, поскольку убыточность по ОСАГО во многих регионах превышает допустимые пределы". Если бы страховка не подорожала, в ряде регионов, в частности за Уралом, нормальные компании сократили бы продажи полисов до минимума, а освободившуюся долю рынка немедленно заняли бы страховщики, не ориентированные на долгосрочное ведение бизнеса. В этом случае массовые банкротства разрушили бы всю систему ОСАГО. Также пересмотреть коэффициенты пришлось из-за введения европротокола и прямого урегулирования убытков: эти схемы дают дополнительную финансовую нагрузку на страховщиков, и без корректировки тарифов в ближайшие полгода произошел бы массовый исход компаний с рынка, который затем заполнили бы мошенники.