ПОЛМИЛЛИОНА ЗА СЛОНА

В Государственном историческом музее в Москве открылась выставка топ-лотов ежегодных русских торгов Sotheby's в Нью-Йорке. В данном случае речь идет не о современных художниках, которые не так давно ушли с молотка по феноменальным ценам, а о классических приоритетах русских торгов - Айвазовском, Куинджи, Шишкине.

Это не просто жест вежливости или гордости знаменитого аукционного дома. Как показывает практика последних лет, несмотря на рекордные продажи русского искусства на Западе, его покупателями являются в основном наши же коллекционеры. И хотя эта закономерность больше относится к современным художникам, академисты и передвижники подчиняются тем же законам. Теперь даже каталоги Sotheby's непременно издаются и на русском, поскольку большинство крупных покупателей на них (до двух третей) - наши соотечественники и не все из них владеют иностранными языками в должной степени.
Аукцион состоится 15-16 апреля в Нью-Йорке, и рекордов на нем, безусловно, ждут, хотя предсказывать цифры пока не торопятся. Однако повод для хорошего настроения у команды Sotheby's очевиден - в лотах предстоящих торгов не просто громкие имена, но действительно зрелые работы музейного уровня, которые редко теперь можно встретить на рынке.
Особо стоит отметить несколько работ Айвазовского из его американского цикла. "Раздача продовольствия" и "Корабль помощи" написаны в начале 1890-х и посвящены помощи, которую США оказывали России в связи с голодом. В 1893-м художник подарил их вашингтонской галерее Corcoran, а значительно позже оба полотна отобрала Жаклин Кеннеди для выставки в Белом доме, приготовленной по случаю приезда Хрущева. Эстимейт на оба полотна - от 2 до 3 миллионов долларов.
Также представлена работа художника на тему открытия Америки "Прибытие флотилии Колумба", написанная в 1880-м. Ее эстимейт - от 1,25 до 2 миллионов долларов. Еще среди работ, на которые возлагаются особые надежды, - два полотна классиков русской пейзажной школы, к которым в равной степени применим остроумный эпитет "монументальные натуралисты". Это "Березовая роща" Архипа Куинджи - второй вариант картины с подобным названием, написанный в 1881 году и оцениваемый нынче в 2-3 миллиона долларов. А картина "В лесу" Ивана Шишкина, созданная почти тогда же, в 1882-м, имеет чуть более низкий эстимейт - 1,8-2,2 миллиона долларов. Но это лишь предварительные оценки, которые могут быть перекрыты во много раз в ходе торгов. Среди других уникальных работ, представленных на выставке, - произведения Михаила Ларионова, Константина Маковского, Льва Бакста и Николая Рериха. Современное искусство представлено полотнами Оскара Рабина, Олега Васильева, Виталия Комара и Александра Меламида.
Как всегда нос в нос вослед аукциону Sotheby's свои русские торги устраивает Christie's. С разницей в два дня 17-18 апреля в том же Нью-Йорке с молотка должны уйти полотна все тех же Шишкина ("Лестная просека", 1896 года: эстимейт - 1-1,4 миллиона долларов) и Рериха ("Развалины китайской крепости": эстимейт - 120-180 тысяч долларов). Однако центральным лотом заявлена работа не передвижника или академиста, а картина 1918 года кисти Александра Яковлева "Ложа в пекинском театре", оцененная специалистами дома Christie's в 1,8-2,5 миллиона долларов. Это в высшей степени оригинальное по теме и колориту полотно навеяно поездкой художника в Китай.
Не забыли сотрудники Christie's и о поклонниках декоративно-прикладного искусства. Коллекционерам изделий Фаберже будет предоставлена возможность приобрести скульптуру нефритового слона, выполненную в начале 1890-х в необычном для этой фирмы большом размере (эстимейт - 300-500 тысяч долларов).