У православных христиан идет седмица вторая Великого поста, который продлится до поздней в
У православных христиан идет седмица вторая Великого поста, который продлится до поздней в нынешнем году Пасхи (5 мая). Церковным уставом в эти долгие недели разрешены для верующих продукты только растительного происхождения: овощи, крупы, грибы, ягоды, соленья. Рыбу в течение всего Великого поста позволяется подавать к столу лишь дважды - в праздничные дни Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Входа Господня в Иерусалим (28 апреля).
Кто-то из читателей, наверное, очень удивится, но сегодня мы постараемся обнаружить в постничестве своеобразную красоту, приятность и даже веселье.
Пост только при первом взгляде - извне, из-за церковной ограды - кажется скучным и однообразным. Но на самом деле это удивительно интересное явление в нашей жизни и необычайно ее украшает.
"Постимся постом приятным..." - поют на церковной службе во время Великого поста. "Нашли себе приятное занятие", - иронически может заметить, услышав эту стихиру, малоопытный человек. "Неужели приятным?" - радостно удивится недавно пришедший в Церковь и доверяющий ее опыту.
Православного человека радуют все особенности церковного устава. Не просто радуют, но восхищают. Вы замечали, как сочетается настроение праздника с оговоренной на этот день трапезой? Вот Рождественским постом в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы разрешается вкушать рыбу. Накануне праздника на всенощной впервые запоют рождественские ирмосы: "Христос рождается, славите..." Словно звук колокола в отдаленном селении, слушаем мы эти песнопения далекого еще Рождества, такого понятного всем, простого, домашнего и даже, может быть, детского праздника. Теперь до самого Рождества будем мы слышать эти песнопения, они оживят, украсят наш пост, а рыбка украсит и оживит праздничную трапезу.
А вот, напротив, праздник, отмеченный строгим постом. Праздник Воздвижения Святого Животворящего Креста. Среди долгого периода "свободы", между Успенским и Рождественским постом попадает этот день: помните, православные христиане, не забывайте в житейских радостях и заботах о Кресте Господнем, о Жертве Спасителя.
Или последняя неделя перед Великим постом. Сырная седмица, которую в народе называют масленицей. Неделя сплошная, без поста в среду и пятницу - наедайся перед долгим постом! Но близки дни покаяния и молитвы, не отвлечешься от них, не забудешься в последних предпостовых радостях. И не надо. Не для забавы эти дни. Уже и мяса не едят в сырную неделю, и свадьбы не играют.
Церковный устав - это не простой график, в котором можно произвольно заменять какие-то положения. Это стройное творение коллективного разума Церкви, руководимой Святым Духом. Устав свят, и критика его безблагодатна. "Время поста определяет не воля каждого, но благочестие", - говорит святитель Василий Великий.
Рассказывал один из иерархов нашей Церкви, пострадавший во время гонений советского периода. За многие годы лагерей и ссылок он никогда не нарушал поста. Но однажды Великим постом он тяжело заболел и очень ослаб. Близкие уговорили Владыку съесть немного рыбы ради восстановления сил. Приближался праздник Благовещения. В этот день на трапезе разрешается рыба, и Владыка помнил, что все годы тюрьмы и ссылки кому-нибудь из близких почти чудом удавалось достать хоть немножко рыбы, и это было для него большим утешением. Но в тот год рыбы на Благовещение достать не смогли. И Владыка решил, что случилось это потому, что он нарушил строгий устав Великого поста, рыбку свою съел до праздника.
...В субботу перед всенощной на первой седмице Великого поста тихо, почти бесшумно передвигаются по храму молельщики. Лица у всех удивительно радостные. В настроении, в движениях заметна необычная легкость. Даже веселость. И это после целой недели напряженной церковной жизни, когда каждый день, кроме обычных своих дел, нужно побывать в храме. Откуда такое? Что ж, к первому воскресенью уже большая часть прихожан причастилась, четыре дня слушала по вечерам Великий покаянный канон Андрея Критского, исповедовались сразу же вечером в четверг, а в пятницу утром причастились. А если кто в пятницу не смог, те в субботу утром подошли к Причастию. Такое у всех настроение, такое воодушевление, что не хочется и на день откладывать. За эти дни, что бывали на службе, что готовились к исповеди и принятию Святых Тайн, отвлеклись, отошли хоть немного от вседневных попечений, от суеты. Отдалились, ушли на второй план домашние дела и проблемы. Легкие лица, легкое настроение, легко на душе.
"Время веселое поста..." - услышим мы с клироса на второй седмице: "Время веселое поста..." Веселье это от чистоты, от любви чистой к Господу, от молитвы светлой, от пробуждающихся добродетелей. Вспоминается мне один приятель. "Эх, попостимся!" - говорил он часто накануне поста, счастливо блестя глазами и потирая руки.
Удивительно, как пост проясняет сознание: словно врач исцеляет от близорукости. Картины окружающего нас мира становятся как бы прозрачными, позволяя взгляду проникнуть вдаль. За стены комнаты, за сад-огород, за привычную обыденность. Замечательно, что даже люди, только-только входящие в церковную жизнь, когда начинают поститься, быстро постигают это чувство внутренней свободы и ощущение, что мир вокруг расширился.