Недавно в «Инстаграме» появился анонс серии семинаров по ННО - ненасильственному общению
В «Инстаграме» я подписана на несколько молодежных образовательных проектов. Их участники собираются вместе и обсуждают то, что им интересно: котов в литературе, безжалостность братьев Коэн. Кто-то готовит лекции по темам, которые сам изучает и преподает. Недавно появился анонс серии семинаров по ННО — ненасильственному общению. Представьте: всем желающим предлагается заплатить небольшую, но далеко не символическую сумму и научиться правильно общаться.
Кстати, сам термин «ненасильственное общение» — научный и общеупотребимый. В 1960-х американский психолог Маршалл Розенберг сформулировал важную идею: все люди способны к сопереживанию. А значит, если общаться с ними уважительно, с пониманием к их чувствам и эмоциям, можно обязательно добиться взаимопонимания. Надо всего лишь научить людей не причинять боли самим себе и собеседникам.
Во многом нам мешает понимать друг друга наш язык, полагал Розенберг. В нем много слов и конструкций, которые в реалиях сегодняшнего дня воспринимаются как токсичные. Ведь еще совсем недавно представления о том, что хорошо, а что плохо, значительно отличались от современных. И я сейчас даже не о расизме или подзатыльнике ребенку. Вспомните, еще не так давно, в нашем пионерском детстве, иметь свое мнение и выделяться было предосудительным. Высшей ценностью провозглашалась точка зрения коллектива, а за индивидуализм могли запросто и пропесочить.
То есть Розенберг предлагает говорить, оперируя «я-конструкциями» — о собственных эмоциях, ощущениях, дискомфорте, а не наезжать с порога на собеседника. Одновременно нельзя цепляться за формулировки собеседника, даже если они кажутся обидными, — постарайтесь разглядеть за ними боль и попытку сказать о чем-то важном.
Есть несколько вещей, мешающих практиковать ненасильственное общение. Во-первых, морализаторство и осуждение людей, которые не разделяют наши ценности. Во-вторых, привычка выступать с категорическими требованиями. В-третьих, отказ от личной ответственности.
Когда психолог представил свою концепцию миру, в академических кругах ее приняли за анекдот. В конце концов, в разработках Розенберга не лежало ничего сколько-нибудь значимого, кроме разве что философии ненасилия Махатмы Ганди. За последующие десятилетия были проведены десятки научных исследований, подтвердивших эффективность ННО.
Во многих странах техника ННО стала частью школьной и даже детсадовской программы. Детей учат тому, как понимать друг друга, дружить и не огорчать друг друга.
Вот и я считаю, что в большинстве своем люди — добрые и милые. И если им рассказать об этом, мир станет лучше. Но вот проблема: а кто будет учить правилам элементарного общения (не путайте с обычной вежливостью)? Сегодня и в школьной среде, и в студенческой напористость и агрессия — норма, считается, что без этого человек неконкурентоспособен, его ждет жизнь на обочине. Да и с общепризнанными моральными авторитетами, такими как Ганди или академик Лихачев, у нас сейчас напряженка — слишком уж поляризовано общество. Для государства это тоже далеко не первостепенная задача.
Что же остается? Самообразование. Ну или вот такие самодеятельные образовательные проекты. Вам бы хотелось научиться разговаривать небольно?