Шах и мат

Под редакцией международного мастера Максима Орлинкова

Главным событием последних дней стал уже традиционный турнир в Цюрихе под патронажем шахматного мецената Олега Скворцова. На этот раз соревнование прошло без участия чемпиона мира, ибо задним числом выяснилось, что шахматист он не слишком творческий и больше занимается самопиаром. «Высокие договаривающиеся стороны не сошлись в цене», — резюмировали знатоки, и, кто знает, может быть, они попали в точку. Другой изюминкой турнира стало применение нового контроля, придуманного Скворцовым, — 40 минут плюс 10 секунд на ход. По замыслу творца, это позволяет играть в день две партии безо всякого ущерба для их качества. Заметим, что в детских соревнованиях в тех же благородных целях довольно давно используется контроль 50 плюс 10. Наверное, он чем-то хуже. Что ж, если в России поэт больше чем поэт, то меценат всяко больше чем меценат. Ну а игру выдающихся шахматистов приятно наблюдать при любом контроле, тем более, что, как и в прошлом году, второй круг соревнования игрался в формате блица. Состав турнира был чрезвычайно интересным и сильным: Владимир Крамник (которого представлять не надо), четыре участника турнира претендентов (Вишванатан Ананд, Хикару Накамура, Левон Аронян и Аниш Гири) и один из самых творческих игроков последних двух десятилетий — Алексей Широв.

Определенной неожиданностью стало то, что чрезвычайно быстро участники поделились на две равные группы — борцов за медали и аутсайдеров. Во второй оказались Широв, Аронян и Гири, в первой — остальные, не потерпевшие на всех ни одного поражения. В блице, что необычно, ситуация повторилась практически полностью. В итоге первое место разделили Вишванатан Ананд и Хикару Накамура, а Крамник отстал от них на очко. Коэффициенты отдали предпочтение Накамуре, но по субъективным ощущениям победа Ананда выглядела более заслуженной, он дал ряд замечательных партий и получил от соперников куда меньше «подарков». В любом случае, уверенность экспертов в том, что именно Ананд — слабое звено в турнире претендентов, наверняка поколебалась.

Второй этап Гран-при ФИДЕ среди женщин прошел в Тегеране. И здесь было свое новшество, не связанное на этот раз с контролем времени: участницы поголовно (в прямом смысле слова) играли в платках. Что это было — добровольное следование местным традициям или новые правила ФИДЕ, мы, наверное, узнаем, когда девушки покинут гостеприимную столицу Ирана. Если же говорить о спортивной составляющей, то героями старта стали вице-чемпионка мира россиянка Наталья Погонина и грузинская шахматистка Нана Дзагнидзе. Недалеко от них держалась китаянка Цзюй Вэньцзюнь. Увы, в концовке Наталья проиграла три партии подряд, и ожидаемая встреча последнего тура Погонина — Дзагнидзе превратилась из решающей схватки за 1-е место в «матч престижа». Все же россиянка победила и разделила с грузинкой 4-5-е место. По иронии судьбы, для Дзагнидзе это поражение также стало третьим подряд. В итоге Цзюй Вэньцзюнь заняла 1-е место, но главная сенсация турнира — выступление местной шахматистки Сарасадат Хадемальшари. Перед последним туром молодая и очень симпатичная представительница Ирана лидировала вместе с китаянкой. Если учесть, что Сарасадат набрала в предыдущем этапе 1,5 очка (сейчас уже 7!), а играть ей предстояло с той самой Натальей Жуковой, которая на первенстве Европы возглавила античитерскую кампанию против румынки Санду, интрига была налицо. Не потребует ли принципиальная Жукова, выполняя требования многочисленных представителей интернет-сообщества, снять с иранской девушки платок на предмет обнаружения там шпионского оборудования? Вроде бы все обошлось, если не считать того, что Хадемальшари, в течение многих ходов стоявшая безнадежно, в итоге сдалась в теоретически ничейной позиции. Бронзовым призером стала другая китаянка Чжао Ксю, а еще одна россиянка Валентина Гунина вновь сыграла не очень удачно, набрав лишь 4,5 очка.

В заключение нашего обзора отметим уверенную победу бывшего претендента на звание чемпиона мира Гаты Камского на традиционном фестивале в Капелле-ла-Гранде и приводим блестящий фрагмент его творчества в наших заданиях.