Главная Культура 15:51 26 Февраля 2013 169
Еще раз о личностях, на все готовых

Пророческий дар Достоевского подтверждает новый спектакль Театра на Малой Бронной

Анжелика Заозерская

В Театре на Малой Бронной поставлен спектакль «Бесы. Сцены из жизни Николая Ставрогина». В инсценировке, осуществленной силами «звездного» гитисовского курса Сергея Голомазова, ясно и по-хорошему просто отражается то, что происходило в общественной и культурной жизни страны полтора века назад и продолжает происходить в ней сегодня.

Студенты под руководством своего мастера Сергея Голомазова ставили этот спектакль в то время (начало 2010 года), когда в стране зарождалось протестное движение и учащиеся некоторых театральных вузов днем выходили на митинги, а вечером в учебных театрах играли радикальные спектакли. Достоевский и до сих пор многих пугает. Один наш очень знаменитый режиссер, из числа идеологов современной сцены, даже заявил, будто «ненавидит Достоевского». Есть, правда, надежда, что нам просто неправильно перевели его слова – дело было на Венецианском кинофестивале. Может, он лишь хотел сказать, что не очень ему уютно от жесткой правды некоторых произведений Федора Михайловича, оттого и не обращается он к ним.

В отличие от молодежи Голомазова, которая точно «Бесов» не боится.

Немного фактов из истории. Зрелый Достоевский, переживший смертный приговор, тюрьму, ссылку, терпеть не мог никаких обществ, союзов и заговоров. Его отца-помещика убила группа его же крестьян. Вот так 15 человек набросились на своего барина, и будущий классик в юном возрасте пополнил ряды сирот. Возможно, этот факт личной биографии и сделал из Достоевского великого гуманиста, который за каждым событием, актом, происшествием видел не массу и не группу, а человека – сына, отца, мужа, брата.

В романе Достоевского «Бесы» почти все герои – с родственными связями. Одна лишь хромоножка Лебядкина заявляет: «Я – не Лебядкина. Это брат мой Лебядкин». Фактически это была правда, ведь Марья Тимофеевна (актриса Татьяна Тимакова) законно носила фамилию своего мужа – Ставрогина (Артемий Николаев). Городок, где разворачивается спектакль «Сцены из жизни Николая Ставрогина», – небольшой, и все друг с другом повязаны. Более того, это копия театра, где у каждого своя роль – и неспроста Лебядкина незадолго до своей смерти выносит мужу и убийце Ставрогину обвинительный приговор: «Актер ты – похуже моего Лебядкина». Режиссер этого бесовского театра Петр Верховенский в ярости предупреждает: «Со мной играть нельзя!»

Единственный реквизит спектакля «Бесы» – табуретки, предмет предельно простой, а значит, пригодный для экспериментов по многофункциональному использованию: они и атрибут кухонной жизни с ее философскими беседами, и деталь студенческого быта, и место, на которое встают висельники – конкретный вариант зависит от цели и задачи.

Главная пружина действия – Петр Верховенский (актер Дмитрий Сердюк). Только однажды он присаживается на табурет во время собрания общества – чтобы во время обсуждения демонстративно подстригать ногти. Верховенский – очень деятельная натура, не любящая посиделок и долгих разговоров. Известно, что был у него реальный прототип – один из лидеров и основателей русского анархизма Сергей Нечаев. Именно он изобрел «Катехизис революционера», позаимствованный большевиками как учебник этики (а точнее, ее полного отсутствия) в их борьбе. По воспоминаниям очевидцев, Сергей Нечаев был куда более обаятельным человеком, чем Петр Верховенский. Даже в тюрьме он умудрялся подчинить своему влиянию караульный отряд солдат. В спектакле «Бесы» Верховенскому отказано в обаянии, несмотря на то что герой умен, хитер, логичен, изобретателен. Верховенский Дмитрия Сердюка – не карикатура (хотя с элементами гротеска, пародии), не ходячее олицетворение зла, каким его изображали во многих спектаклях и фильмах, а живой человек, который родился в российском кошмаре, вырос, возмужал и трансформировался во времени.

В эпоху Достоевского Нечаев и Петрашевский были исключением, но за 150 лет этих «вожаков» в каждой сфере деятельности – науке, культуре, политике, военном деле и прочем – накопилось немало. Достоевский писал: «Я хотел поставить вопрос и… дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев?». Разумеется, в нашем «удивительном современном обществе» Нечаевы и Верховенские мельче, хотя бы потому, что их стало намного больше.

Стратегия Верховенского, можно сказать, взята из античности – в каждом «нужном» или опасном человеке он ищет «ахиллесову пяту» и использует, играет им, манипулирует, дергает, изводит. Кто-то похотлив и извращен, кто-то зависим от алкоголя, кто-то беден и зол, кто-то склонен к суициду, кто-то по природе убийца, кто-то хочет выделиться… Но при этом сам Верховенский будто бы истребил в себе все слабости, кроме одной – мании быть выше всех, даже выше Бога. Верховенский просто и честно говорит о себе: «Я – личность, на все готовая». Вероятно, у сегодняшних Верховенских куда больше слабых мест – к тому же благодаря информационному пространству они на виду. Поэтому и революционное движение сегодня больше напоминает маскарад и водевиль, чем серьезное общество единомышленников с программой и четкой целью. Впрочем, кто может гарантировать, что среди совсем уж отчаянной молодежи (которой и теперь хватает) не появится «настоящий» Верховенский, и это уже будет не смешная, а страшная личность. Именно этого Верховенского, который в нашей истории бессмертен, и играет Дмитрий Сердюк. Несмотря на свой молодой возраст, Верховенский очень опытен и воспитан на ошибках своих отцов и дедов. Он – яростная безотцовщина, какой много среди нынешней молодежи. Ему лично не нужны будут деньги – они и так будут валяться под его ногами. Если в руки идет весь мир, зачем довольствоваться малым?!

Большевики и те, кто им сочувствовал, не любили Достоевского, называя его «архискверным писателем» (Ленин), «злым гением» (Максим Горький)… Очевидно, хорошо понимали, о ком и о чем писал Достоевский в своих романах. Между прочим, Горький в 1913 году требовал запрещения постановки спектакля Немировича-Данченко «Николай Ставрогин» в МХТ.

Достоевский никогда не открещивался от своих произведений. Жалел только, что многое писал на скорую руку, без ювелирной обработки – но деваться было некуда: торопили издатели. Он мало что выдумывал. Брал факты из газет (в основе романа «Бесы» – реальное дело об убийстве студента Иванова), внедрялся в расследование этих историй, с навыками дипломированного инженера делал чертежи этих действий, преступлений, бед. Это была работа не только художественная, но и научная, документальная – и оттого еще более достоверная. В романе «Бесы» писатель красной нитью проводит парадоксальную мысль: «Нужно быть действительно великим человеком, чтобы суметь устоять даже против здравого смысла». Сегодня все руководствуются «здравым смыслом», вот только великих что-то не видать, и общество пробуксовывает на месте.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9469
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?