Первый этап «Стратегии 2020» оказался полностью провальным

Нынешний год является завершающим в первом этапе реализации концепции развития России до 2020 года

Так называемая «Стратегия 2020» вынашивалась в недрах правительства в тот период, когда потоку нефтедолларов в Россию, казалось, конца и края не будет. В 2006 году, когда были сделаны первые шаги в подготовке документа, мало кто мог предположить, что период благоденствия закончится. Первая версия документа была готова уже летом 2007 года. Ирония судьбы: Владимир Путин утвердил «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» 25 ноября 2008 года.

Произошло это за несколько недель до того, как всем в нашей стране стало очевидно: Россия — не тихая гавань в бушующем океане мирового экономического кризиса, она — самый эпицентр этой бури.

Равнение — на первую пятерку

«За десятилетие реальные доходы граждан должны вырасти в 2–2,5 раза», — рассказывал о планах Владимир Путин. По его словам, главные задачи документа — увеличить продолжительность жизни россиян до 75 лет и остановить вымирание населения страны.

Кроме того, концепция обещала рост почти всех социально-экономических показателей. Таким образом, через десять лет Россия должна войти, по замыслу разработчиков программы, в первую пятерку стран с высоким уровнем жизни и развитой экономикой.

Ожидалось, что по итогам десятилетия объем ВВП на душу населения вырастет более чем вдвое, доля населения с высшим и средним образованием возрастет с 50% в 2007 году до 60–70% в 2020-м. Помимо этого средний уровень обеспеченности жильем достигнет 35 кв. м на человека (по итогам 2009 года — 20 кв. м). А 29% населения, проживающего в экологически неблагоприятных районах, переедут жить в более здоровые регионы.

Концепция условно разделена на три периода: 2008–2010, 2011–2015 и 2016–2020 годы. Чтобы понять, насколько успешно она реализуется, рассчитаны целевые показатели — один усредненный на весь период. Он складывается из итогов каждого года. То есть, по расчетам разработчиков документа, реализацию программы можно считать успешной, если за указанный период удалось достичь желаемого среднего показателя. Например, средний прирост инвестиций в 2008–2010 годах должен составить не менее 14% (см. «Индикаторы»), а в 2016–2020 годах темпы роста сократятся до 10% .

А показатели падали и падали

«Мы не видим никаких оснований для того, чтобы отказываться от стратегических планов развития страны, которые изложены в программе развития России до 2020 года», — продолжал настаивать премьер-министр в апреле 2009 года, в то время как по стране катилась волна безработицы, а предприятия останавливали станки и гасили печи.

Но тогда еще трудно было сказать, насколько удачно чиновники из Минэкономразвития и Минфина предсказали России ее будущее. Однако в феврале 2010 года Росстат опубликовал окончательные данные по итогам 2009 года. В частности, ВВП упал по сравнению с 2008 годом почти на 8%, промышленное производство — на 10,8%, добыча газа снизилась на 12%, инвестиции — на 17%, оборот розничной торговли сократился на 5,5%.

Стоило эти цифры соотнести с данными за 2008 год и показателями, заложенными в концепции на 2010 год (прогноз подготовлен Министерством экономического развития), как стало ясно: реализация документа будет провалена. Уже с уверенностью можно говорить о полном провале по итогам первого периода.

«Уже понятно, что этих цифр достичь не удастся, прогноз нереален», — подтвердил «Труду» заместитель директора Института современного развития, экономист Евгений Гонтмахер.

Хуже всего ВВП

С чем же мы придем к концу первого этапа реализации стратегии? Даже если предположить, что в 2010 году экономика России будет развиваться по самому оптимистичному из трех заложенных правительством сценариев, картина все равно остается удручающей.

Средний показатель роста доходов населения за три года окажется в четыре раза меньше, чем предполагает концепция. Ровно настолько же промахнулось правительство, прогнозируя промпроизводство. Добыча газа и вовсе не вырастет, как надеялись чиновники, а упадет на 10%. Аналогичная ситуация с нефтью — минус 1,5%. Инвестиции в основной капитал вместо роста на 14% покажут сокращение на 1,3%. Рост импорта окажется меньше запланированного в четыре раза, а рост оборота розничной торговли — в три раза. Импорт в Россию вырастет на 5% вместо 20%.

Но главным провалом стал прогноз по ВВП. В Минэкономразвития надеялись, что по итогам первого периода его среднегодовой рост составит 6,8%. Однако в 2010 году экономическая ситуация будет такова, что средний показатель получится никак не больше 0,4%. То есть 17-кратное расхождение с прогнозом!

Приятных перемен немного. Так, правительство ошиблось и с прогнозом инфляции: ее среднегодовой показатель составит 9,4% вместо 10,3%. Экспорт вырастет на 5,5% вместо 2,8%. Население России совпадет с прогнозными 141,8 млн. человек. По словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, на 1 января 2010 года в стране проживало столько же людей, сколько и годом ранее. По данным Росстата, к началу 2011 года население России составит 141,4 млн. человек.

Что мешает реализации «Стратегии 2020»

Владимир Назаров, завкафедрой бюджетного федерализма Института экономики переходного периода:

— Пока сложно говорить, какая судьба будет у этого документа. Его принимали в кризисный год, когда экономику отбросило назад. А подобные кризисы цикличны. Думаю, что к 2020 году все же удастся выйти на заложенные показатели, но при выполнении одного из двух условий: либо цены на нефть должны достичь фантастических высот — и не просто достичь 100 долларов за баррель, а не останавливаться в своем росте, как было в 2000-х годах,-либо России необходимо изменить свои институты, в первую очередь судебную власть. Ведь одним из главных барьеров развития у нас является отсутствие гарантий прав собственности. Парадокс: при управляемой демократии нет ни управления, ни демократии. А проблемы с собственностью стоят остро. Вообще такие концепции нужны главным образом для того, чтобы элиты страны могли договориться, как дальше будет развиваться экономика. Но как план с показателями он не имеет смысла: ведь никто не может предсказать, как будет развиваться экономика. А просто цифры нарисовать можно кого угодно посадить.

Александр Осин, главный экономист ИК «Финам»:

-То, что не выполняются ключевые показатели роста, предусмотренные концепцией, объясняется прежде всего мировым кризисом. По сути, мы сегодня переживаем второй брежневский застой, стагфляцию. Сегодняшний рынок деривативов — финансовых производных — во много раз превышает реальное богатство мира. Эта структура абсолютно нежизнеспособна. Долги банков во многих странах несоизмеримо больше ВВП. На сегодняшний день структура российской экономики нуждается в усилении роли государства. Объявленная программа приватизации, на мой взгляд, совсем не своевременна: особенно это касается различных монополий, которые, по сути, препятствуют созданию конкуренции. России необходимо перестроить экономику на базе китайской модели, в которой государство контролирует ключевые секторы: финансовый, транспортный и другие. Нашему правительству же более привлекательной кажется японская модель, по которой важнейшую роль играют внешние инвестиции. Поэтому у нас много разговоров об улучшении инвестиционного климата — посмотрим, что из этого получится.

Владимир Брагин, руководитель департамента макроэкономики и стратегии банка Trust:

— Показатели и ориентиры, заложенные в концепции, изначально выглядели нереалистичными. Этот документ, с одной стороны, манифест, с другой — инструмент влияния на принятие решений. Поэтому я и не ожидал, что плановые показатели будут достигнуты. То, что в отдельных отраслях сейчас идет рост, не означает, что наметилась общая тенденция на восстановление экономики. Скажем, растущий металлургический сектор во время кризиса так же глубоко упал. Одной из главных проблем является неготовность инвесторов брать на себя риски: не все оправились от потерь. Сейчас снижаются процентные ставки по кредитам, уменьшается инфляция. Каких-то радикальных решений государству принимать не нужно — лучше подождать, пока экономика поне-многу начнет восстанавливаться самостоятельно. Единственное, чего делать не стоит, так это повышать налоги. А пока не начнут подниматься с колен внешние рынки, ничего определенного не будет и в России.

Евгений Гавриленков, главный экономист ИК «Тройка Диалог»:

— Если посмотреть на цифры, которые заложены в эту концепцию, то видно, насколько они бессмысленные. Документ предполагает, что у нас будет отрицательный баланс счета текущих операций и нам кто-то будет постоянно давать в долг. Но для этого необходимо радикально модернизировать институты, а этого нет. Логика правительства: в нашу экономику все больше и больше будут инвестировать. Главным образом само государство. Но при этом инвестиции, как предполагается документом, будут расти большими темпами, чем ВВП. А это ложный посыл: государство само признается в том, что эффективность этих вложений с годами будет падать. И вот случился маленький экономический шок — кризис, и вся программа посыпалась. Да, мы можем в перспективе достичь поставленных в программе задач, но с другой экономической моделью, главным образом благодаря широкой частной инициативе. В нынешнем виде в программе изначально заложены ошибки.