ОСЕНЬ КЛЕОПАТРЫ

Последний раз некогда самую "зримую" голливудскую "звезду" видели на публике 22 мая прошлого года в Канне. Не на кинофестивале, а на благотворительном вечере в пользу ее фонда борьбы со СПИДом, где Тейлор была хозяйкой. Это стоило ей таких усилий, что потом ее буквально несли на руках до машины.

На следующем таком же мероприятии, которое состоялось в октябре в Лос-Анджелесе, она уже не появилась. Так же, как и 20 декабря на шествии в поддержку ее друга Майкла Джексона, в очередной раз обвиненного в педофилии.
В его калифорнийской усадьбе "Неверлэнд" она венчалась со своим последним (на сегодняшний день) мужем - работягой-строителем Ларри Фортенски, лет на пятнадцать ее моложе, с которым познакомилась в лечебнице для алкоголиков и наркоманов. Бог весть, что ее связывает с Джексоном, поп-идолом неопределенного пола - она ведь всегда предпочитала иметь дело с индивидуумами с ярко выраженным мужским началом. Но чуть что она кидалась на его защиту, как это было в 1993 году, когда разразился первый громкий скандал в связи со склонностью Джексона спать в одной постели с подростками.
Тогда, десять лет назад, она стала едва ли не главной пружиной кампании в защиту странного артиста. А ныне ограничилась лишь кратким заявлением - на большее физически не способна. Последние месяцы она редко покидает спальню, не говоря уж о доме, расположенном в красивейшем районе Лос-Анджелеса - Бел-Эйр. Один из ее соседей рассказывает, что видел ее прошлой весной, когда опекающие Элизабет медбратья привезли ее в небольшой магазин, где она была постоянным покупателем четверть века, знала весь персонал и всегда приветливо с ним обращалась. В этот раз "звезда" никого не узнала и обратила внимание только на находившуюся там маленькую собачку.
Здоровье ее в ужасающем состоянии. Днем и ночью ее мучают снова вернувшиеся страшные боли от когда-то травмированных спины, бедра, ноги. А болеутоляющие средства, которыми она спасается от мучений, видимо, как раз и повергают ее в полукоматозное состояние. Хотя от своей страсти к покупке дорогих вещей она не избавилась. Из магазинов и бутиков, которые она посещала, ей присылают специально сделанные фотоснимки, и она, сидя в постели, обложенная подушками, в часы облегчения продолжает покупать одежду, украшения и даже мебель. Как известно, привычки богатых людей умирают вместе с ними.
И окружение, и врачи бывшей королевы Голливуда решительно избегают давать какие-либо прогнозы относительно ее жизненных перспектив. И правильно делают, ее ведь уже не раз хоронили, имея, казалось бы, на то достаточно веские основания. Например, полтора года назад, когда ей делали сложнейшую трепанацию черепа и она, с обритой наголо головой, исхудавшая, выглядела живым трупом, какой-то ловкий папараццо ухитрился сделать снимок... И вообще вся ее карьера - это история тяжких заболеваний, из объятий которых она неизменно высвобождалась и шла к новым победам. Не говоря уж о том, что это не помешало ей восемь раз побывать замужем, причем за Ричардом Бэртоном - дважды.
Тейлор чуть не умерла в Лондоне - городе, где родилась 22 февраля 1932 года. Вирусная инфекция, приведшая к осложненному воспалению легких и потом к многочасовой операции, как это ни странно звучит, помогла ей успешно продолжить карьеру, которая основательно пошатнулась после того, как Лиз "увела" мужа своей давней подруги Дебби Рейнольдс - певца Эдди Фишера. Голливуд, в то время еще внешне сурово-пуританский, не простил ей этого. В 1958 году за роль в фильме "Кошка на раскаленной крыше" она была главной претенденткой на "Оскара", однако золотая статуэтка досталась другой актрисе.
Но сообщения из британской столицы о том, что Тейлор при смерти, повернули общественное мнение в другую сторону. И когда Лиз, выздоровев, вернулась в Голливуд, ее встретили с распростертыми объятиями. Правда, как она ни сопротивлялась, студия "Метро-Голдвин-Майер", с которой у нее был долгосрочный контракт, заставила ее сыграть проститутку в фильме "Баттерфилд, 8". За это она получила свой первый "Оскар", но в своем кругу всегда пренебрежительно отзывалась и об этой роли, и об этой награде, считая, что студия хотела ее унизить.
Болезнь же стала причиной того, что на нее обратил внимание весь киномир, хотя сниматься Лиз начала в десятилетнем возрасте. Когда в начале 60-х застопорились съемки самого дорогого на тот период кинопроекта - эпопеи "Клеопатра" и было слишком поздно менять исполнительницу главной роли, а к тому же стало известно, что у нее бурный роман с экранным партнером Бэртоном, - это обсуждалось устно и письменно во всех столицах мира. Хотя, как писали кинокритики, само исполнение роли Клеопатры оставляло желать лучшего.
И всю дальнейшую жизнь хвори преследовали "королеву" по пятам. Что ни год - сообщение, что Элизабет попала в больницу то с травмой, то с каким-то непонятным воспалением, то с алкогольным ступором. Многие считают, что это ее плата за грехи, коим несть числа. Ведь даже перед подругой Дебби она не покаялась, а сказала, что та должна быть ей благодарна за то, что ее избавили от "пародии на мужчину". Дети - два сына и две дочери (одна приемная) - сполна вкусили прелестей бурной жизни их родительницы. Сыновья росли в дорогом швейцарском пансионате. А дочерями занимались наемные воспитательницы. Мать была слишком занята карьерой, светской жизнью и бесчисленными романами.
Даст Бог, Элизабет и на сей раз выберется из западни. Жизненных квасцов, по выражению Джека Лондона, у нее на десятерых. Хотя сейчас, глядя на нее, ловишь себя на мысли, что закат "звезды", видимо, близок. Но мне, каковы бы ни были ее прегрешения, она всегда будет помниться ослепительной женщиной с огромными сапфирами в ушах и такими же сапфировыми глазами, которую я однажды видел на премьере ее фильма в вашингтонском "Кеннеди-центре"...