Откровенно говоря, здесь никого не удивить граффити - разухабистыми разноцветными рисунками, которыми малюют стены домов, а порой и вагоны метрополитена хулиганистые пареньки в основном с городских окраин или из предместий. Но если эти художества никак социально не нагружены и доставляют беспокойство в основном муниципалитету, который вынужден тратить немалые средства на уничтожение этих рисунков, то за антирекламными призывами четко просматривается стремление пока небольшой, но активной части французов противостоять попыткам торговых и прочих фирм во что бы то ни стало навязать им свой товар или услуги.
Основателем этого движения считается бывший школьный учитель Иван Градис, который в январе 2001 года разрисовал рекламный щит, предварительно пригласив на "место преступления" представителей рекламных компаний. Иван стал рекламофобом после того, как прочел антитоталитарный роман Оруэлла "1984".
Активисты нынешних акций в метро - люди самых разных социальных горизонтов. Среди них - студенты, феминистки, "зеленые", много молодежи, но есть и пенсионеры. Они поддерживают связь между собой с помощью Интернета, там же назначают время операций. Как правило, собираются в несколько групп по 25 - 30 человек и "освобождают" станции метро одна за одной, разрисовывая рекламные панно своими лозунгами.
Надо отметить, что эти люди совершенно не агрессивны и, если попадают в руки полиции, никогда не оказывают сопротивления. Так что их встречи с представителями закона до недавнего времени заканчивались лишь штрафом в 72 евро за "порчу чужого имущества".
Сейчас положение изменилось. Не на шутку обеспокоенные руководители компании "Метробюс", которая занимается продажей щитов и прочих мест для рекламы в метро, подали в суд на 60 человек - тех, кого за руку схватила полиция, обвиняя их в нанесении материального и морального ущерба на сумму миллион евро.