В чем сошлись участники "круглого стола", так это в том, что в целом законопроект, внесенный в Государственную Думу, можно признать соответствующим Конституции Российской Федерации и не требующим серьезной переработки. А вот что касается частностей и нюансов, то здесь практически у каждого имелось свое суждение. Полемика порой принимала бурный характер.
Это неудивительно, ведь реальное местное самоуправление может стать той "тихой революцией", которая кардинально изменит нашу жизнь. Сегодня применение понятия "местное самоуправление" к органам с соответствующим названием относится вполне условно. Власть на местах практически полностью подчинена "вышестоящим начальникам". Вот где корни "независимости" местных властей от своего населения: им приходится служить не избирателям, а "благодетелю", от воли которого зависит, получат они очередной трансферт в местный бюджет или нет. И нечего удивляться, что люди вяло участвуют в муниципальных выборах, с безразличием наблюдают (не говоря уже об участии) за внутригородскими или сельскими делами: все равно власти "сверху" сделают так, как они хотят.
Законопроект может стать именно работающим, а не очередным "мертвым" законом только в том случае, если органы самоуправления будут заниматься делами, близко касающимися жизни граждан, причем под их действенным контролем и влиянием. Это вопросы образования, здравоохранения, ЖКХ, дорожного строительства, культуры и спорта, озеленения и многое другое.
Но на все это нужны деньги. Как раз бюджет местного самоуправления, вернее, источники его наполнения, вопросы муниципальной собственности - придавали дополнительную остроту дискуссии. Один из участников "круглого стола", касаясь новой системы территориальной организации местного самоуправления, заявил: "При смене местной власти произойдет не только смена людей, но и передел собственности. В этот момент будет не до населения и обустройства территории"... В общем, нас пугают едва ли не гражданской войной, а вернее, "разборкой" между "старыми" и "новыми" чиновниками. Это откровенное замечание хорошо высвечивает суть нынешнего "самоуправления" - сохранить любой ценой "нажитую" собственность и контроль над финансовыми потоками, а забота о населении - лишь ширма для "настоящей" работы. Такая позиция вызвала негативную реакцию, если не возмущение, большинства участников "круглого стола".
Безусловно, коррупция полыхает пышным цветом, в том числе и на местном уровне. Полностью ее искоренить, как свидетельствует вся история человечества, нельзя, но сильно ограничить - дело вполне реальное. В частности, у нас уже широко практикуется публичное формирование бюджетных планов: кто сколько получит и куда какие средства пойдут. А вот итоги исполнения бюджета рассматриваются как-то скоренько, скромно и почти незаметно, хотя это самое интересное. Участники "круглого стола" подчеркнули, что все бюджетные расходы должны быть максимально прозрачными, необходимо предусмотреть обязательные публичные отчеты.
Федеральные органы управления, видимо, также станут контролировать правильность расходов местных бюджетов, тем более что государство, исходя из стратегии развития страны в целом, будет перераспределять ресурсы от более обеспеченных городов и районов к менее зажиточным территориям. Но, во-первых, не должно быть тотального, мелочного контроля, который может задушить всякую инициативу, и, во-вторых, - "уравниловки". Кто больше "крутится", поощряет развитие бизнеса, приносящего доходы, тот и жить должен лучше.
Как только на местах появится больше власти, обеспеченной четко оговоренными бюджетными поступлениями, - станет больше и ответственности, причем не только у чиновников, но и у избирателей. Нам уже будет не все равно, кто и как тратит наши деньги на благоустройство нашей улицы, нашего села, нашего города. И на выборы заманивать никого не придется.