КОНФИСКАЦИЯ? ТОЛЬКО ЗА ДЕНЬГИ

Правительство РФ одобрило проект закона о национализации. Согласно документу, основанием для принудительного возвращения имущества в госсобственность служит обеспечение оборонной и национальной безопасности. Национализацию предстоит проводить на возмездной основе, при этом компенсация собственнику должна основываться на рыночной цене и включать ущерб, который он несет в процессе национализации его имущества.

Идея узаконить отчуждение собственности в пользу государства обсуждается в коридорах власти с 1995 года. За это время в Думу поступало множество проектов, в большинстве своем ультралевых - по принципу "все отобрать". Точку поставило принятие Гражданского кодекса, по которому подобная конфискация частной собственности не допускается. После чего осталось лишь разработать цивилизованный порядок передачи в госсобственность имущества, которое действительно и "позарез" понадобилось государству.
Два года назад Минимущество подготовило было соответствующий законопроект, в котором предлагалось национализировать имущество граждан и юридических лиц, имеющее "стратегическое значение для обеспечения обороны и национальной безопасности". Однако закон оказался "несвоевременным": в качестве компенсации должна была выплачиваться из средств федерального бюджета рыночная стоимость "принудительно отчуждаемого" имущества, а в бюджете денег на это не было.
Год назад была предпринята вторая попытка - на этот раз силами Госдумы. В первом чтении приняли законопроект, составленный А. Пузановским (группа "Народный депутат"), которым предлагалось национализировать имущество, чье нахождение в частной собственности приводит к "нарушению моральных и правовых устоев общества" и вредит "политической стабильности". Меж тем пункт 3 статьи 35 Конституции гласит, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". А Гражданский кодекс устанавливает, что "обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков".
В общем, разразился скандал. Правительству пришлось приложить немало усилий, чтобы через день на повторном голосовании документ был вообще снят с рассмотрения. После чего стало ясно: тянуть больше нельзя. И вот теперь готов законопроект, устраивающий исполнительную власть.
Как объясняет первый зам. министра имущественных отношений РФ Александр Браверман, документ предусматривает только два повода для проведения национализации - обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны. Правительство ежегодно будет определять потребность государства в стратегической продукции. Если окажется, что ее невозможно приобрести на рынке или разместить заказ на госпредприятиях, правительство вправе принять решение о национализации мощностей или всего предприятия, на котором эта продукция может быть произведена. Причем принятие законопроекта ни в коем случае не повлечет широкой национализации. "На основании этого закона будут проводиться единичные проекты в течение длительных промежутков времени и только на возмездной основе", - подчеркнул Браверман.
Но это вовсе не означает, что власть полностью распрощалась с мыслью о возврате в госсобственность того, что ей, власти, кажется необходимым. К примеру, министр промышленности Илья Клебанов недавно заговорил о том, что намерен заняться "деприватизацией предприятий военно-промышленного комплекса". И даже нашел для этого основания. "Я считаю большой ошибкой, что во время приватизации оборонных предприятий государство никак не оценило свою интеллектуальную собственность. По сути, оно перестало владеть правами на разработки, которые создавались на госсредства и всегда принадлежали государству. Оно просто вынуло из кармана и, сказав "на, бери", - бесплатно отдало свою собственность. Это неправильно. Поэтому, думаю, мы создадим специальную рабочую группу из представителей Минюста, Минимущества, Минпромнауки, Минэкономразвития и других ведомств, которая должна выработать документ, где четко будет прописано, как поступит государство со своей интеллектуальной собственностью при создании интегрированных оборонных компаний. Я глубоко убежден, что эту собственность надо оценить и вернуть государству", - заявил министр.
В общем, вокруг идеи национализации еще предстоят серьезные схватки. Пока же правительственный законопроект планируется внести на рассмотрение в Госдуму. Как сообщил Александр Браверман, единственный пункт, который вызвал сомнения у членов правительства, - это "вопрос налогообложения собственника национализированного имущества после получения компенсации". Это и понятно: суммы могут получиться огромные, и государству, видимо, захочется получить с них больше обычных "подоходных" 13 процентов...
Что будет с законопроектом в Думе, пока неизвестно. Дело в том, что в парламенте уже имеется альтернативный законопроект. Независимый депутат Евгений Ищенко предлагает считать потенциальными объектами национализации любые предприятия, продукция которых используется для государственных нужд, и объекты недвижимости. А право их национализировать, по мнению депутата, надо предоставить региональным и даже муниципальным властям. Правительство категорически против допуска к национализации региональных властей, но проект Ищенко поддержан Комитетом по собственности Госдумы и уже подготовлен к первому чтению...