ПОЕДЕТ К ПРИСТАНИ ВАГОНЧИК

На днях в МПС состоялось совместное заседание коллегий, посвященное взаимодействию железнодорожников и моряков- транспортников. Руководители двух министерств - путей сообщения и транспорта вместе искали пути дальнейшего развития своих отраслей и увеличения объемов экспортно-импортных перевозок. Наш корреспондент побеседовал с заместителем министра МПС ШЕВОЦУКОВЫМ Пшимафом Аскарбиевичем.

- Пшимаф Аскарбиевич, недавно руководитель департамента экономики МПС сказал в интервью нашей газете, что порты получат в этом году от железной дороги 200 млн. рублей для развития своей инфраструктуры. А что ваше ведомство будет иметь от такого сотрудничества?
- Железные дороги страны связаны с 22 морскими портами, и в перспективе именно там мы ожидаем увеличение объемов перевозок. К примеру, в 2005 году мы рассчитываем привезти к портам 97 млн. тонн грузов, а еще через пять лет - около 120 млн. тонн. Чтобы принять, обработать и отправить такое количество грузов, нужна мощная портовая инфраструктура. Именно в ее развитие мы сегодня вкладываем деньги. Судя по прогнозам, самым "горячим" будет южное направление: через пять лет к Азово-Черноморскому региону планируем подвезти на 14 процентов грузов больше, чем сейчас. Значительно возрастут грузопотоки к дальневосточному бассейну, увеличится нагрузка одновременно и на балтийские порты.
- И долги портовиков железной дороге спишите?
- Давайте разберемся, откуда берутся эти долги. Порты не оплачивают пользование контейнерами, вагонами, ссылаясь на "Транспортный устав железных дорог РФ", где сказано, что платить дороге должны только грузоотправители и грузополучатели, а порты себя не относят ни к тем, ни к другим. Вдобавок ссылаются на то, что ставки не зарегистрированы в Минюсте России. Нет смысла говорить, что такая позиция портов больно ударяет по качеству нашей работы и приводит к простоям подвижного состава. И это в то время, когда потребности в вагонах все время растут, а объемы внешнеторговых перевозок увеличиваются.
Должен заметить, что вопрос о регистрации был недавно решен МПС, Министерством по антимонопольной политики (МАП) и Минюстом. Для того, чтобы упростить процедуру оплаты, мы приняли решение не регистрировать ставки, так что порты будут оплачивать пользование контейнерами и вагонами в соответствии с общими нормами. Мы подсчитали, как используются вагоны, которые везут грузы к портам по Октябрьской железной дороге, и выяснили, что в прошлом году они стояли на подъездных путях портов 5,43 часа. Между тем в 1998 году - на 1,53 часа меньше. Если бы порты платили за пользование подвижным составом, то были бы заинтересованы в том, чтобы не задерживать контейнеры и вагоны на путях. Каждая минута простоя - выброшенные на ветер бюджетные деньги.
- Уж сколько раз упрекали железнодорожники таможню в том, что она затягивает процедуру оформления портовых грузов, тем самым заставляя отказываться некоторых клиентов от услуг железной дороги. Как вы намерены искать общий язык с государственным таможенным комитетом (ГТК)?
- На примере Транссибирской магистрали мы вместе с ГТК и Минтрансом провели эксперимент: упростили таможенные процедуры для следующих по Транссибу грузов: разрешили использовать железнодорожные перевозочные документы вместо транзитной декларации и добились того, что простои транспорта и время, которое находятся грузы в портах, сократились. Мы обратились в ГТК с просьбой распространить эту упрощенную схему на все транзитные перевозки и ждем теперь, что скажут таможенники. Если уж речь зашла о Транссибе, то, на мой взгляд, у этой магистрали большое будущее, хотя до сих пор, к сожалению, мы не сумели загрузить Транссиб.
- Интересно, как отмена тарифных льгот для стран Балтии отразилась на железной дороге?
- Давайте говорить языком документов: не "отмена льгот", а "ограничение скидок с действующего тарифа" действительно имело место в отношении портов Латвии, Эстонии и Финляндии. Причем мы сняли скидки не для всех грузов. То, что не может быть переработано российскими портами, по-прежнему пойдет в балтийские порты на льготных условиях. Это в первую очередь касается перевозок аммиака с Новомосковского, Череповецкого и Кирово-Чепецкого химкомбинатов, некоторых других грузов со станций Свердловской и Южно-Уральской железных дорог, которые будут и впредь отрабатываться в порте Вентспилс. А вот Калининградский порт получил тарифные льготы для того, чтобы конкурировать с заграничными соседями. В прошлом году мы установили для него дополнительные скидки, чтобы привлечь грузы из стран СНГ, и разрешили Казахстану пользоваться особыми спецставками на перевозку нефтепродуктов и ферросплавов.
- Что-то вы о наших северных портах ничего не говорите?
- Архангельску дали скидку в 10 процентов, Мурманску установили спецставки на перевозку продукции двух промышленных гигантов - АО "Северсталь" и Магнитогорского металлургического комбината. Плотно работаем по Дальнему Востоку. Для того, чтобы привлечь в дальневосточные порты транзитные грузы, установили спецставки на перевозки медного концентрата из Монголии, угля из Китая. Большое значение уделяем контейнерным перевозкам, следующим на Дальний Восток: установили единые тарифы на перевозку транзитных контейнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, следующих в Западную Европу, Финляндию, Афганистан, причем ставки эти ничтожно малы, иногда - даже ниже себестоимости и не меняются с 1994 года. Все эти меры в области тарифной политики преследуют одну цель - привлечь в российские порты как можно больше грузов.
- Но можно сколь угодно долго снижать тарифы и ничего не добиться, если в портах не будет специализированных мощностей для обработки грузов. И, судя по тому, что железная дорога приготовилась к серьезным инвестициям, так оно и есть. На какие цели прежде всего пойдут ваши деньги?
- Хотите конкретные цифры? Пожалуйста. Новороссийский узел получит около миллиарда рублей на строительство нового грузового района порта и реконструкцию действующих железнодорожных обустройств в связи с увеличением внешнеторговых перевозок. Кроме того, предполагается направить более 5 млрд. рублей на электрификацию южного направления - от Саратова через станции Волгоград, Тихорецкая. За собственный счет завершим обустройство подходов к портам Темрюк и Кавказ, выполним строительные работы на станции Находка-Восточная. Эти затраты несопоставимы с выгодой, которую получит Россия, если нам вместе с Минтрансом удастся реализовать все планы.