ТАЙНА ВСЕНАРОДНОЙ ЛЮБВИ

В последнее время много у нас рассуждают об имидже того или иного политика: у одного он, дескать, есть, а у другого - нет. Как будто этот имидж и впрямь написан у кого-то на лице. На самом деле образ - не то, что есть в самом политике, а то, что думают о нем другие. "Имидж" - не в жизни и не на экране, а в головах избирателей.

С этой точки зрения для объяснения высокой степени доверия людей к Владимиру Путину важны не столько его поступки и высказывания (в них ничего сверхъестественного нет), сколько восприятие личности. И, надо сказать, это восприятие находится в резонансе с общественными ожиданиями от нового лидера.
Прежде всего Путин выигрывает в глазах людей как антипод Бориса Ельцина, который под конец президентства вызывал очень сильную аллергию своими болезнями, неработоспособностью. И. о., напротив, молод, энергичен, решителен и... способен "замочить". Здесь налицо выигрыш "по контрасту" с предшественником.
Конечно, молодых и энергичных в стране - не один Путин. Есть, например, генерал Шаманов, который "мочит" в Чечне предметно, есть Анатолий Чубайс, в решительности дающий фору кому угодно, и т.д. Значит, в Путине есть что-то еще, чего не находят у Шаманова или Чубайса.
Это что-то - магия власти. Той самой, которой нет у генералов, выполняющих приказы Верховного главнокомандующего. Путин уже фактически глава государства, носитель таинства верховной власти, которая всегда вызывала у немалой части россиян чувство священного обожания. Как показывают исследования общественного мнения, минимум 10% наших сограждан готовы голосовать за любого лидера страны только потому, что он лидер.
В отличие от того же Чубайса у Путина отсутствует длительная история пребывания во власти. Неизвестность прошлого и.о. президента в контексте недавних событий в нашей стране - скорее, большой плюс, чем минус. По существу, вся российская элита 90-х годов либо сама себя сожгла, либо была сознательно сожжена - Ельциным, олигархами, политическими конкурентами. К концу десятилетия, столь щедрого на появление новых лиц и имен, все ведущие политики успели искупаться в ушатах грязи (заслуженно или нет) и привлекательный имидж утратили. Чубайс ассоциируется с грабительским капитализмом, Зюганов - с замшелостью, Явлинский - с беспредметной болтовней, Примаков - просто с преклонным возрастом (и тут уже отчасти срабатывает некоторая аналогия с тем же Ельциным). Путин как человек относительно новый не успел сгореть в общем костре и негативных ассоциаций не вызывает.
Избиратели хотят, чтобы следующий президент был умным. И видят Путина таковым. Вероятно, в стране есть и более умные люди - академики, профессора... Но академиков не избирают в президенты, причем не только в России. Последним (и единственным) американским президентом с профессорской степенью был Вудро Вильсон. При этом для избрания ему пришлось бороться с имиджем "слишком умного". Во время предвыборной кампании 1916 года сторонники Вильсона сделали все, чтобы доказать, будто его соперник Хьюз еще умнее: лично знаком с Кантом, изучает неэвклидову геометрию и читает Ликурга. Хьюз так и не смог оправдаться по всем трем "статьям обвинения" и потерпел сокрушительное поражение. Вы спросите: к чему это я? А к тому, что кандидат, рассчитывающий на народную любовь, должен казаться умнее среднего избирателя, но не намного. Он не может нести заумь, что нередко подводило, скажем, Егора Гайдара или Сергея Кириенко. И привело к полному фиаско всего цвета российской интеллектуальной элиты в сфере публичной политики. Путин грамотно говорит понятные вещи, причем, что важно, на достаточно чистом русском языке, которым лидеры страны в XX веке народ совсем не баловали. И здесь его имидж вписывается в людские ожидания.
Чеченская война, с которой многие аналитики связывают высокий рейтинг Путина, на самом деле была важна прежде всего для формирования его образа как "заступника". В условиях всеобщего беспредела, нищенских условий жизни, разгула преступности и терроризма люди ждали лидера, который наведет порядок и защитит. В райком с жалобой уже не пойдешь из-за отсутствия райкома. Путин своими решительными действиями против чеченских боевиков послал избирателям сигнал - он и "замочит", и защитит. Этот компонент его имиджа заметно усилился, когда к нему добавилась тема сострадания слабым. И пусть прибавки к минимальной зарплате и пенсиям были мизерными, они были встроены в общую логику образа "заступника".
Наконец, известно: ничто так не приводит к успеху, как сам успех. У Путина имидж победителя. Реальные и мнимые противники отпадают как бы сами по себе, превращаясь в союзников. Оппозиционеры выглядят неубедительно, пусть и не без участия дружественных Кремлю телеканалов. "Злой чечен" бежит и трусливо прячется в горах. Реальных конкурентов на президентских выборах не видно. А раз не видно - то ясно, за кого голосовать. Люди не любят разбазаривать свой единственный голос на поддержку заведомо непроходной, невнятной фигуры.
Имидж Путина - молодой, решительный, энергичный, незапятнанный, умный заступник и победитель в ореоле власти - в глазах людей оказывается более существенным, чем отсутствие у него программы действий или государственного опыта. Подспудно при этом он воспринимается не как "наследник", чей-то ставленник, а как человек, способный стать вполне независимой фигурой.
Поэтому его изберут. А о том, что Путин будет делать на посту президента, мы узнаем уже после его инаугурации.