Иркутский авиационный завод, который строит самолеты МС-21, получил-таки левую консоль для крыла лайнера
Крылатая спецоперация завершена: Иркутский авиационный завод, занимающийся производством долгожданных среднемагистральных самолетов МС-21, получил-таки левую консоль для крыла лайнера.
Для доставки ее из Ульяновска понадобилось сформировать целую транспортную колонну в составе 24-тонного тягача и машин сопровождения. Конструкцию сначала упаковали, а затем установили на раме специально изготовленного для перевозки таких грузов трала. Потребовалось 10 дней, чтобы преодолеть 5 тысяч километров по заснеженным российским дорогам. Теперь колонна отправилась в обратный путь за правой консолью, которую привезут уже в феврале.
Резонный вопрос: а как все это будет выглядеть, когда начнется давно обещанное массовое производство МС-21? Ведь, согласно правительственной программе, счет этих самолетов должен идти на десятки и даже на сотни...
Эксперты «Труда» вспоминают, как в 1967 году для доставки крыльев Ту-144 из Воронежа в подмосковный Жуковский использовали летающий вертолет-кран Ми-10. Это была сложнейшая уникальная операция, но игра стоила свеч. Первый советский сверхзвуковой пассажирский лайнер взлетел тогда раньше европейского «Конкорда». В той гонке мы не были аутсайдерами.
А есть ли сегодня другие варианты транспортировки такого крупногабаритного груза? На Иркутском авиационном заводе считают, что выбран был наиболее оптимальный вариант. Во-первых, восхищавших мир Ми-10 в авиаотрядах нет, их давным-давно «приземлили». Использовать Ан-124 «Руслан» посчитали нецелесообразным. Хотя в 2016 году именно на таком грузовом самолете в ЦАГИ доставили целый фюзеляж МС-21, но теперь этот грузовик «недружественный». В общем, куда ни кинь — всюду клин: Наши эксперты справедливо заметили, что, начиная разработку МС-21, стоило бы заранее сосредоточить сборку в том же Ульяновске или в Новосибирске. Но теперь имеем то, что имеем.
А нам, пассажирам, остается ждать, когда же многострадальный лайнер, еще восемь лет назад торжественно представленный общественности, наконец-то получат отечественные авиакомпании. Однако тут пока все остается в тумане. Прошлой осенью сообщалось, что до 2030 года будет поставлено 270 лайнеров МС-21. Через пару месяцев эта цифра несколько потускнела, снизившись до 210. Но, глядя на нынешнюю «спецоперацию по доставке крыла», кажется, и эти планы выглядят фантастикой.
Впрочем, чему удивляться? Глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью солидному изданию на вопрос, что он думает насчет планирования, дал обескураживающий ответ: «Любая попытка спланировать свою деятельность — это обязательно катастрофа». Увы, в том, что планы возглавляемого им ведомства именно этим завершаются, мы уже неоднократно убеждались.