Прошлая неделя ознаменовалась двумя ЧП, случившимися в школах Перми и Улан-Удэ. Это обсуждали все СМИ. Кроме федеральных телеканалов
Весной прошлого года аналитики медиарынка обсуждали грядущую смену информационной политики российского ТВ. Якобы кремлевская администрация озаботилась некоторыми перекосами, существующими в ней. А именно: доминированием международной проблематики в ущерб внутренней. Кроме того, была подвергнута критике волна негатива, ежедневно обрушиваемая с экранов на головы бедных зрителей. К идее того, что телевидение теперь будет рассказывать только о хороших событиях, происходящих на необъятных просторах нашей родины, профессиональное сообщество отнеслось со скепсисом. И было неправо, по крайней мере отчасти. Если в общественно-политических программах по-прежнему доминируют Америка с Украиной, то с количеством плохих новостей аудиторию, кажется, начали щадить.
Прошлая неделя ознаменовалась двумя ЧП, случившимися в школах Перми и Улан-Удэ. В обоих случаях резню устроили либо бывшие, либо нынешние учащиеся этих общеобразовательных заведений. Рассказывать что-то подробнее не имеет смысла. Печатные СМИ, радио, интернет-ресурсы обсудили происшествия во всех подробностях и аспектах. Но только не федеральные телеканалы.
Итак, 15 января — кровавая драма в Перми. Для того чтобы посчитать количество посвященных ей сюжетов, вышедших в новостных выпусках Первого канала, «России 1» и НТВ, хватит пальцев одной руки. Причем все они не превышали и минуты. Ну ладно, все-таки речь идет об информации по горячим следам, когда многие обстоятельства случившегося еще не до конца ясны. Но что же наши любимые политические ток-шоу, где любое мало-мальски значимое событие становится поводом для ожесточенной полемики? Вспомним, например, какие страсти бушевали там после стрельбы, устроенной в американском колледже! И что же? 16 января в студии программы «Время покажет» обсуждали «реинтеграцию Донбасса», «новую гонку вооружений» и «драму в Серпухове». Чтобы было понятно: драма — это про то, как обезумевший муж отрубил жене руки. Жуткая, конечно, история. Наверное, с точки зрения продюсеров, она похлеще пермской будет. Темой «Места встречи» на НТВ тоже стали события на Украине. В эфире «Время покажет» 17 января говорили о «танцах русских курсантов», «кишечных палочках» и «больничном листе Трампа».
В «Прямом эфире» на следующий после резни день рассуждали о внебрачной дочери Химичева, а на второй — про Джигарханяна и Цымбалюк-Романовскую. Или, может, то, что случилось в Перми, вся эта кровища, для гламурного Малахова — не формат? Но почему? Ведь та же серпуховская драма стала темой не для одного выпуска! Или просто не успели привезти в Москву непосредственных участников и свидетелей события, присутствие которых является непременным условием для полноценного эфира? И это ерунда! Добыть нужных людей, в том числе и довольно «левых», с помощью денег, уговоров, обмана можно всегда. Какой, например, эффект произвела одна дама в выпуске, посвященном памяти только что умершего Державина, которая сказала, что не знает, зачем ее позвали и что говорить, потому что знала она покойного много лет назад и притом очень мало.
Трагедия в Улан-Удэ 19-го числа. И снова три-четыре коротеньких сюжета в информационных выпусках федералов. В этот же день «Время покажет» сочло актуальными такие темы: «Красота по-русски», «Закон о реинтеграции Донбасса», «США: нечестная игра». В «Прямом эфире» говорили о фильме «Движение вверх» и снова о девушке, лишившейся рук. На других ток-шоу о безумии с топором тоже ни слова, за исключением «60 минут» на «России 1».
А что же итоговые аналитические программы, где речь идет о самых значимых событиях уходящей семидневки? Что же «Воскресное время» на «Первом», «Вести недели» на «России», «Итоги недели» на НТВ? А ничего. Ни Валерий Фадеев, ни Дмитрий Киселев, ни Ирада Зейналова не сочли случившееся достойным упоминания.
Подобную картину трудно объяснить обычным совпадением. Понятно, что замалчивание событий должно иметь какое-то логическое объяснение. И первым делом в голову приходит следующее. Руководство каналов умышленно проигнорировало тему из опасений «эффекта повторения». В самом деле, резня в школах повторилась, и если каждую показали бы во всех подробностях, то неизвестно, какую реакцию это вызвало бы у подростков с нездоровой психикой или просто идиотов. Известно же, что дурной пример заразителен. Нечто подобное мы имели возможность наблюдать в той же Америке. Но, с другой стороны, школьники телевизор не смотрят, а в их любимых социальных сетях была тьма постов про случившееся в российских школах. Кстати сказать, Роскомнадзор в описываемые дни заблокировал три группы «ВКонтакте», содержащие информацию о способах самоубийства, а депутат Милонов предложил давать доступ в интернет только по паспорту.
И все же что-то подсказывает, что руководство телеканалов руководствовалось вовсе не заботой о подрастающем поколении и не опасениями рецидива. Дело в другом. Значительная часть вышеупомянутых итоговых программ была посвящена кампании по выборам президента. А как мы все знаем, одним из главных ее аспектов на сей раз стала работа с молодежью, нашим будущим. Понятно, что подробные обсуждения школьной резни не добавили бы политическому процессу оптимизма.