Минфин предложил продлить на год налоговые каникулы для самозанятых граждан. Угадайте, сколько их легализовалось
Любая деловая активность населения, кроме, конечно, криминальной, выгодна государству. Ибо создает рабочие места и снижает нагрузку на бюджет. Но российское правительство озабочено лишь тем, чтобы с этих людей собрать больше налогов. Население об этом тоже знает — и прячется. Вечные кошки-мышки...
На этой неделе Минфин предложил продлить еще на год налоговые каникулы для самозанятых граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. При непременном условии их регистрации в налоговых органах.
А теперь угадайте, сколько за прошлый год нашлось желающих легализовать свой скромный индивидуальный бизнес? На всю страну — всего 964 человека, из них 160 — иностранцы. Хотя общее число самозанятых граждан, по разным оценкам, составляет от 20 до 33 млн человек. Пять лет назад вице-премьер Ольга Голодец говорила: «Из 86 млн трудоспособных граждан всего 38 млн работают в cферах, которые нам видны. Все остальные непонятно где заняты и чем заняты». С тех пор ситуация принципиально не изменилась. По экспертным данным РАНХиГС, доля россиян, которые имеют побочные заработки и не платят с них налогов, за последний год выросла с 30,4 до 35,5%.
Но есть ведь и другие факты. Вспомним, что, по официальной статистике, безработица составляет чуть больше 5% — около 4 млн человек. Наш Росстат не включает сюда «непонятно где и непонятно чем занятых». То есть считает их вполне трудоустроенными — без всякой помощи государства. И это правда.
В Ульяновске исследование местного университета показало: 29% трудоспособного населения области работают в теневой сфере, а официальный уровень безработицы составляет всего 0,55%. Аналогичная ситуация в восьми соседних регионах, где теневая сфера охватывает от 23% трудоспособного населения в Самарской области до 37% в Пензенской.
Хорошо это или плохо? Минфин уверен, что плохо. Но в стране нет «бунтов безработных» и «маршей пустых кастрюль». Хотя бы за это правительство должно бы сказать спасибо тем, кто сам нашел себе занятие и заработок.
Можно понять желание сделать прозрачным этот сектор отечественной экономики, но как? Их пытаются поставить на учет, а они не становятся. Сулят двухлетнюю налоговую амнистию — для начала репетиторам, домработницам и няням. А они не хотят «светить» свой маленький бизнес даже за этот пряничек.
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин предложил для легализации «гаражников» перейти к транзакционным налогам. Это когда гражданин платит процент с конкретных финансовых операций: если он их не совершает, никаких обязанностей по уплате налогов не возникает. Но «снизу» министра спрашивают: а зачем сообщать об этих операциях — чтобы снизить свой доход? Директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев говорит: «Я бы чиновникам посоветовал: поставьте себя на место самозанятых — и тогда решайте, будете ли вы действовать так, как вам предлагают власти?»
Но на это фантазии не хватает. Единственная цель, которую ставят перед собой чиновники, — обложить налогами каждого, кто работает на себя. Люди об этом знают и на посулы не покупаются. Ведь правительство даже не скрывает, что налоговые амнистии временные. То есть сейчас зарегистрируешься, а потом обложат по самую маковку! Опыт есть: пять лет назад из-за двукратного повышения страховых взносов в стране закрылись 600 тысяч ИП. Где гарантия, что эта глупость не повторится, если решения принимают те же люди?
Между правительством и населением давно нет доверия. Об этом свидетельствует невостребованность даже такого сладкого пряника, как налоговые вычеты. Опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) показал: только 10% россиян оформляют налоговые вычеты. Одна из главных причин: не хотят связываться с бюрократическими учреждениями и тем более посвящать чиновников в свои финансовые дела. Неровен час, узнают о каком-нибудь приработке — неприятностей не оберешься.
Но что характерно: налоговые службы тоже не горят желанием помочь рядовым налогоплательщикам в получении законных денег из казны. Хотя это так же входит в их обязанности, как и взимание штрафов и пеней с должников. То есть тут неприязнь взаимная.
Спросите: а может ли быть иначе? Может. Например, в Грузии малый бизнес, не использующий наемный труд, полностью освобожден от налогов, и самозанятые индивидуальные предприниматели не прячутся от властей. В Германии существует не облагаемый налогами минимум заработка (8472 евро на холостяка — около 600 тысяч рублей в год), и самозанятые немцы бесстрашно регистрируют свой бизнес в уверенности, что государство не снимет с них последнюю рубашку.
В России — снимет. У нас подоходный налог удерживается со всех видов заработка и с любых сумм, даже если это официальный прожиточный минимум. В других странах такое людоедское налогообложение посчитали бы преступным, ибо оно обрекает гражданина на голод. Тем не менее в декабре правительство еще на год отложило налоговую реформу, предусматривающую необлагаемый минимум личных доходов. Стоит ли удивляться, что самозанятые остаются в статусе потенциальных преступников — нарушителей закона...
А можно поставить вопрос ребром: за что власть так не любит своих граждан? Вот сейчас в Госдуме готовится к первому чтению законопроект об отмене уголовного (!) наказания за сбор валежника для собственных нужд. В начале ХХI века в стране сократили лесников, засохшие и падающие деревья убирать стало некому. И все это время у депутатов не доходили руки до закона, способного спасти лес от хлама, а деревенских жителей — от переплаты за дрова для отопления.
В декабре президент Владимир Путин предложил списать практически безнадежную налоговую задолженность граждан и индивидуальных предпринимателей (ИП), и спустя неделю Госдума приняла соответствующий закон сразу в трех чтениях. Вот она — реальная забота о людях, чьи личные доходы из-за кризиса снижаются четвертый год подряд. Но не прошло и месяца, как в кабинетах Минфина, а следом и в прессе начались дискуссии на тему «чрезмерной цены вопроса», поскольку в среднем амнистировалось по 3 тысячи рублей с налогоплательщика.
И подобных примеров уйма!
В заботе о пополнении бюджета предпринимательскими налогами власть явно смотрит не туда. Весь ход ее государственной мысли направлен не на то, как стимулировать предпринимательскую деятельность, чтобы увеличить налоговую базу, а как расширить налоговую базу за счет почти мифических серых доходов «гаражной экономики». И тем самым власть рубит под корень само предпринимательство как таковое.
Вспомним, что легендарный Стив Джобс вместе со Стивом Возняком основал Apple в гараже на Крист Драйв, 2066, Лос-Альтос, Калифорния. История американского автомобилестроения началась в гараже Генри Форда на улице Бэгли в Детройте, штат Мичиган. В гараже дяди Роберта на Кингсвелл-авеню в Лос-Анджелесе Уолт Дисней создал свои первые мультфильмы. А что из этого выросло, вы знаете.
И даже в России с ее презрительно-потребительско-взяточническим отношением власти к «гаражной экономике», по экспертным оценкам, от 3 до 5% самозанятых всеми правдами и неправдами дорастают до серьезного бизнеса. И тем самым подтверждают необходимость существования и развития самозанятости как питательной среды, почвы для всего российского предпринимательства.
А если бы им не то чтобы помогали, но хотя бы не мешали?