Госдума планирует законодательно закрепить возможность передачи камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД в частные руки. Ну и кто от этого выиграет?
Сразу вспоминается короткий анекдот из 90-х, когда гаишникам платили совсем скудно: а зачем им вообще зарплата, если у них есть пистолет, жезл и свисток? Ныне денежное содержание полицейских получше, но государство в целях экономии решило резко сократить их численность. А функции контроля над соблюдением правил дорожного движения отдать частным компаниям.
Первый шаг был сделан в конце прошлого года, когда Госдума в первом чтении приняла соответствующий закон, который почти полностью передает фотофиксацию нарушений правил дорожного движения от ГИБДД местным (причем гражданским!) властям. А это, напомним, 37 составов административных правонарушений.
Теперь другой закон, который уже рекомендован профильным комитетом Госдумы по транспорту, закрепит и детализирует практику использования принадлежащих частникам технических средств контроля ПДД. Устанавливать фото- и видеокамеры, собирать поступающую от них информацию, выносить решения и даже рассылать «письма счастья» будут теперь не облеченные соответствующими полномочиями и дававшие присягу полицейские, а муниципальные и просто частные лавочки. Зачем?
Как говорят в Госдуме, этот закон лишь закрепит и расширит уже сложившуюся практику. Что в целом соответствует действительности. В той же Москве штрафы за нарушения правил парковки давно выписывают не полицейские, а муниципальные структуры. И, как установили многочисленные проверки Генпрокуратуры, сотни тысяч этих штрафов наложены ошибочно, то есть незаконно. В результате, например, парковки для инвалидов московские власти вынуждены были оставить под контролем ГИБДД. Техника и ее операторы эти нюансы прочувствовать не в состоянии: то GPS врет, то фотокамера слепнет, не видит знак «Инвалид»....
Помимо парковок фотокамеры, фиксирующие нарушения скоростного режима, проезд на красный сигнал светофора и другие нарушения ПДД, устанавливаются и эксплуатируются частными компаниями по контракту со столичными муниципальными структурами. Хотя процедура привлечения к административной ответственности пока что оставалась за ГИБДД. Например, около 500 фотокамер типа «Автоураган» в Москве принадлежат компании «Алагер». Аналогичная практика давно существует и в других городах и регионах. В Московской области компания «МВС Групп» устанавливает, эксплуатирует комплексы фотовидеофиксации нарушений, получая с каждого штрафа 233 рубля.
О том, как работает эта система «государственно-частного партнерства», мы хорошо знаем, в том числе по другим сферам жизни. Не так давно оперативники ФСБ и прокуратура Пензенской области доложили, как она действует в этом регионе. АО «Электронное правительство Пензенской области», 100% акций которого принадлежат администрации субъекта, и еще два юрлица за последние три года освоили 258 млн рублей бюджетных средств, выделенных как раз на обеспечение безопасности дорожного движения. В результате чего на дорогах области число фотокамер увеличилось в разы. И это главный результат. Пока что в схеме усматривается лишь картельный сговор в ходе организации конкурсов и торгов. А если копнуть поглубже?
Госдума же тем временем планирует принять еще один документ, согласно которому штрафы, выписанные с помощью этих камер, пойдут не в бюджет, а тому, кто эксплуатирует дорогу. А там Росавтодор, региональные власти, частные компании. Определенная часть взимаемого штрафа отправится напрямую владельцу фотокамеры. По информации Минтранса, такой законопроект проходит согласование в правительстве и вскоре будет спущен для принятия в Госдуму. Таким образом даже дороги общего пользования могут стать платными.
Сейчас в России насчитывается свыше 9 тысяч стационарных, 3,8 тысячи передвижных и 656 мобильных комплексов автоматической фиксации нарушений. Надо полагать, что с принятием вышеназванных законов эти цифры будут стремительно расти. А что, гигантский рынок и минимум хлопот! Повесил камеру — и стриги себе купоны. Это вам не дороги строить и ремонтировать...
Вот лишь несколько цифр. По итогам прошлого года 79% всех нарушений на дорогах были зафиксированы с помощью автоматических камер. Вынесено свыше 83 млн штрафных постановлений — на 36% больше, чем за аналогичный предыдущий период. По информации Счетной палаты РФ, штрафы за правонарушения ПДД принесли в 2016 году «кассовый сбор» в объеме почти 63 млрд рублей. Как указывают аудиторы, в том же году каждый комплекс фотовидеофиксации дал 2,3 млн рублей прибыли!
У этой статистики есть и другая сторона. По данным тех же аудиторов, были выписаны сотни тысяч ошибочных штрафов. В 2015-2016 годах обжалованы 744 тысячи штрафных постановлений, из них 588 тысяч отменены судами. И это далеко не исчерпывающая цифра «ошибок», а лишь статистика, касающаяся желающих пыль по судам глотать. А сколько еще без вины виноватых махнули рукой и заплатили, сберегая время и нервы!
О самых анекдотичных случаях (когда, например, владельца жигулей обвиняли в езде со скоростью свыше 200 км в час) писала пресса. В правительстве почитали, посмеялись. Хотя смешного на самом деле мало. Чуть изменив угол наклона фотокамеры, можно резко увеличить денежный поток. Как говорят юристы, на законодательном уровне официальная методика по проверке установки камер не прописана. Кроме того, сведения о текущем ограничении скорости вводятся в программное обеспечение комплекса вручную, что нередко сопровождается ошибками. А доказать несоответствие введенных данных цифре на дорожном знаке крайне сложно.
Все это дает возможность недобросовестным владельцам комплекса искусственно увеличивать показатель погрешности и повышать количество выявленных нарушений. Заинтересованность-то в этом случае прямая: чем больше о-штрафованных душ, тем больше отчислений в пользу конторы, поставившей и обслуживающей камеры. Вот только при чем здесь безопасность движения? Эта проблема уходит на второй план.
У сотрудников ГИБДД смысла прибегать к подобным, прямо скажем, жульническим ухищрениям не было. А вот кто поручится, что у коммерсантов такие резоны не будут преобладать над всеми остальными?
Тем временем бросившие фотокамеры полицейские смогут целиком посвятить себя любимой работе: ловле нарушителей на дорогах. Вон они уже притаились в самых неожиданных местах. С жезлом и свистком. Машин-то на дорогах много — на всех хватит...
Вячеслав Лысаков, депутат Госдумы, сопредседатель московского штаба Общероссийского народного фронта
— Я противник такого частно-государственного партнерства. Безопасность дорожного движения — прерогатива государства, в частности ГИБДД. У нас же планируется передать полномочия исполнительным органам власти на местах по всем составам административных нарушений, которые фиксируются фотокамерами. В таком решении много минусов. Главный: от офицеров полиции эти функции перейдут к людям с улицы. Само фото не является свидетельством нарушения. Его должны проанализировать и дополнить доказательствами специально обученные люди, работающие на государство, а не на коммерческие структуры.
Да, в Европе есть дороги, которые передаются одной компании, несущей полную ответственность за все — от качества покрытия до всех ЧП на ней. Будет ли так у нас — это вопрос. Пока очевидно лишь намерение передать частным структурам часть прибыли от штрафа. Дошло до того, что региональные власти планируют в своих бюджетах поступления от штрафов. Когда планировалось устанавливать камеры, все говорили о повышении безопасности движения, а теперь камеры превратились в инструмент пополнения бюджетов, а нередко и карманов чиновников...