Главная Культура 15:09 26 Января 2016 2274
Раскрыли резидента. Прямо на концерте Госоркестра

Теперь музыка Александра Вустина будет звучать в программах ГАСО наравне с произведениями Чайковского, Рахманинова, Стравинского

Сергей Бирюков

С концертной серией, посвященной русской музыке, выступил в московском зале имени Чайковского Госоркестр России имени Евгения Светланова. Как и к большинству программ художественного руководителя коллектива Владимира Юровского, к этой можно было бы приложить девиз: «Неизвестное в известном».

Первый из концертов серии, 16 января, был посвящен творчеству Рахманинова. Большую часть программы заняла великолепная, хотя еще заметно ученическая в своей первой части Первая симфония. Но изюминкой стали 10 романсов в оркестровке Владимира Юровского-старшего – деда дирижера, советского композитора, ученика Николая Мясковского, представителя позднеромантического стиля, в котором написано самое известное его произведение – балет «Алые паруса». Полгода назад в концертном цикле «Музыка войны и мира» Юровский-внук уже сыграл отрывки из этого сочинения, удивившие воздушностью и светом, который чем-то напомнил современные ему картины Дейнеки и Лабаса.

Теперь нам предстал совсем другой Юровский, подчинивший свою романтическую натуру очень трудной задаче – ненавязчиво перевести фортепианную фактуру в оркестровые тембры. Это крайне редко удается сделать естественно – в ремесленных оркестровках часто слышно, что сотне человек нечего делать в том небольшом количестве нот, которые автор исходного сочинения написал для фортепиано. Фактура получается скучной, громоздкой и статичной. Но Юровскому-деду во многом удалось избежать этой опасности, и наилучшие страницы здесь те, где партитура наиболее прозрачна. А в некоторых моментах – например, в «Сне» на стихи Федора Соллогуба – колоритные духовые соло напомнили оркестровый стиль Георгия Свиридова, для которого воздушность и ясность – определяющие черты. К сожалению, не вполне в форме в тот вечер был солист Всеволод Гривнов, вынужденный из-за простуды петь очень напряженно и однообразно.

Интересна история этих обработок, рассказанная Владимиром Юровским за кулисами. Они были сделаны в 1960-е годы для концертных программ великого певца Ивана Семеновича Козловского, гастролировавшего по стране с оркестром Большого театра. По настоянию Козловского, глубоко религиозного человека, в этот цикл вошел и романс на стихи Мережковского «Христос воскрес». Понятно, в то время включение такой вещи в программу представляло большую трудность, но Козловский проявил твердую волю и без нее не соглашался исполнять цикл вообще. Гривнова, наряду с Сергеем Лейферкусом, Юровский считает одним из немногих, кто хранит старинную русскую традицию исполнения романсов.

Второй из концертов нынешней серии, 20 января, носил эпиграф «Приношение Чайковскому». Юровский и тут доказал, что всегда сохраняется возможность свежего взгляда даже на весьма известные партитуры – хотя бы благодаря тому, в какой контекст они поставлены. А особенно если соединены с произведениями, вовсе публике не известными.

Очень удачной предстала форма концерта: он начался и завершился большими композициями ярко фантазийного, театрального характера – Второй сюитой Чайковского и музыкой балета Стравинского «Поцелуй феи», представляющей собой вольную обработку тем Петра Ильича (как известно, Чайковский был любимейшим композитором Стравинского). Наверное, трудно было бы подобрать у Чайковского другое сочинение, так же очевидно вводящее в мир образов его последователя: от Второй сюиты с ее столкновением ярмарочных картинок, салонных зарисовок и загадочных ночных видений ведут прямые нити к «Петрушке» и тому же «Поцелую феи».

А между этими громадными звуковыми вселенными поместилась сжатая, но яркая пьеса современного композитора Александра Вустина «Песня Лукерьи» для народного голоса и оркестра.

Вустин – представитель того поколения авторов, которые героически продолжают работать при почти полном отсутствии общественного интереса к современному серьезному композиторскому творчеству в нашей стране. Теперешнему слушателю трудно представить себе, что в 70-е и 80-е годы на супер-аншлаговые программы из произведений Шнитке, Денисова, Губайдулиной, Вустина, Корндорфа и других композиторов, носивших соблазнительное и опасное клеймо авангардистов, публика пробивалась сквозь конную милицию. Тогда это был один из немногих доступных ей глотков свободы.

В концерте прозвучало новое произведение Вустина, но корни его уходят в те самые времена бури и натиска советского авангарда, точнее в 1977 год, когда Александр записал в фольклорной экспедиции песни жительницы Архангельской области Лукерьи Дружининой. Вот как рассказывает о Лукерье Яковлевне сам композитор:

«Лукерья была не просто певунья, но прирожденная артистка. Одинокая жительница своей деревни, почти нищая, она в свои 70 с лишним лет потрясала стихийной энергией и мощью духа… Лукерья не просто пела, она разыгрывала свои песни – исторические, протяжные, причитания и колядки. Их подчас трудно было уложить в определенный жанр – так истово, страстно она пела и играла. Исполняя, впадала в экстаз. Ее рождественская песня – сплав канонических напевов и колядования – была исполнена как единое целое, на одном дыхании. В ее энергической трактовке мне слышались… трубы Баха (!), его Рождественской оратории».

«Песня Лукерьи» Вустина прямо начинается с записи голоса Лукерьи Дружининой, в точности соответствующего описанию композитора. Затем вступает оркестр с резким, но явно радостным и праздничным звучанием, с огромной партией ударных инструментов, а в кульминации старинный напев подхватывает современная певица-«народница» Наталья Борискова. Иногда ритм оркестрового сопровождения столь энергичен, что напоминает советскую массовую песню – из тех, что по сути и были продолжением старой традиции заклинаний-камланий, перешедших из языческих колядок в христианские песни Рождества, а затем в хоровые марши социалистической эпохи, лишь пытавшейся изобразить себя атеистической, а на самом деле просто дерзнувшей заменить одну веру другой. Этот натиск победно гремящего оркестра и зычного голоса певицы столь мощен, что его завершение на 5-й минуте сочинения кажется разочаровывающее-преждевременным. Что ж, это лучше, чем чувство затянутости, которое рождают иные композиторские «шедевры». Возможно даже, эффект внезапного обрыва был запланирован композитором?

Но не оборвется на этом сотрудничество Вустина с ГАСО. Впервые в Москве и одним из первых в России Госоркестр опробовал новую для нашей страны (на Западе подобное давно известно) практику – приглашение композитора «в резиденцию», т.е.на контракт. Прежде светлановцев на такое решились, насколько известно автору этой заметки, лишь в Госоркестре Республики Татарстан, заключив договор с талантливым молодым композитором Эльмиром Низамовым (см. статью «Пятьдесят – пятьдесят в пользу музыки»). Теперь Александр Вустин готовит сразу несколько партитур для ГАСО. Весной, как сказал Юровский, ожидается премьера следующего, уже гораздо более крупного сочинения Александра Кузьмича.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9472
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7167
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?