О том, как это сделать быстро, в интервью «Труду» рассказал руководитель Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок.
— Анатолий Дмитриевич, в понедельник Россию потряс очередной страшный террористический акт. Это говорит о том, что заявления наших властей об успехах в борьбе с терроризмом не так уж значительны?
— Безусловно. Те, кто с этим терроризмом борется, не понимают, что это явление пришло к нам не на несколько лет, а на несколько десятилетий. Поэтому и бороться с ним нужно соответственно: принимать самые серьезные меры. В первую очередь увеличить финансирование.
— Что же нужно, по вашему мнению, активнее финансировать?
— Прежде всего направить средства для обеспечения безопасности тех объектов, которые являются потенциальной и легкой мишенью для террористов. Это аэропорты, станции метро, вокзалы, школы, стадионы — места массового скопления людей. Необходимо закупить газоанализаторы — устройства, которые улавливают в воздухе частицы взрывчатых и других химических веществ. Сегодня такой прибор установлен на одной единственной станции столичной подземки — на «Белорусской», а их нужно устанавливать повсеместно, научить подземку определять взрывчатку по запаху. Разумеется, это большие деньги, огромная работа.
— А что касается взаимодействия с обществом? Как люди могут помочь в борьбе с терроризмом?
— Спецслужбы, как показывает практика, не могут справиться с терроризмом самостоятельно. Нужно организовать центры общественной безопасности по борьбе с терроризмом. Эти центры должны быть трехуровневыми — региональные, районные, городские. Там нужно вести работу с населением, инструктировать людей о поведении в различных ситуациях. Кстати, нужно определить, был ли теракт в аэропорту Домодедово адресным или просто направлен против большого скопления людей. Для этого нужно проанализировать, самолеты каких рейсов прилетали незадолго до взрыва, кто на них находился.
— С технической стороны чего еще не хватает для безопасности общества?
— Некоторые из мер достаточно банальны: установка тех же металлоискателей на входах в различные общественные места. Более того, нужно ставить эти рамки не просто для вида, а чтобы они действительно работали. Сейчас мало мест, где металлоискатели, несмотря на их наличие, используются по назначению. Касательно общественного транспорта стоит перенять опыт Израиля. Там на автобусах устанавливают систему «электронный нос».
Когда террорист подходит к двери, устройство улавливает частицы взрывчатки, водитель получает сигнал и закрывает двери. А в двери — небольшой бронированный щиток: если террорист подорвет себя, щиток поглотит часть взрыва. Очень важно обновить систему видеонаблюдения в общественных местах. Те камеры, которые установлены сегодня, дают такую четкость картинки, что не определить, мужчина это или женщина, во что одет человек, никаких деталей не видно. Нужно установить современные цифровые камеры. Но нельзя ограничиваться только этим. Также надо обеспечить взаимодействие спецслужб и тех охранников, которые будут отслеживать преступников на камерах. Чтобы не получилось так, как произошло в Лондоне: сотрудники службы безопасности метро заявляли полиции, что выслеживать преступников — не их задача.
— А что можно было бы сделать в относительно короткие сроки?
— Есть еще один, причем давно известный способ —
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования института политического и военного анализа
Родился в 1946 году в Алтайском крае.
Учился в Омском высшем общевойсковом
Работал в 1967–1974 годах в разведке, затем в командном составе вооруженных сил. С 1993 по 1997 год — член Совета по безопасности Москвы. Участвовал в подготовке военной реформы.