Вместе со штрафами растет и количество взяток
Депутаты согласились с тем, что в КоАП следует внести поправки, согласно которым за парковку в местах для инвалидов будет взиматься не 200 рублей, как было до этого, а 3000 рублей. Парковка на тротуарах с созданием препятствий для пешеходов, на пешеходных переходах и остановках общественного транспорта, а также создание препятствий для съезда инвалидов с пандусов будут караться штрафом в 5000 рублей, тогда как сейчас такие нарушения обходятся автовладельцам всего в 300 рублей.
Увеличение штрафов видится депутатам еще одним пунктом программы по созданию так называемой «безбарьерной среды» для инвалидов, реализация которой началась в прошлом году. В рамках ее практически все пешеходные переходы в городе были оборудованы специальными съездами для колясок.
В отличие от депутатов, правозащитники настроены менее оптимистично. Они считают, что многократное увеличение штрафов обернется всплеском негодования среди московских автолюбителей. Мест для парковок катастрофически не хватает, поэтому люди будут продолжать оставлять машины в неположенных местах. По мнению вице-президента Движения автомобилистов России Леонида Ольшанского, единственное, чего мэр столицы и депутаты Мосгордумы смогут добиться такими поправками – это увеличения количества взяток среди сотрудников Госавтоинспекции.
На кону - одна из гражданских свобод
Еще одна новость автомобильного мира: в наступившем году в России появятся платные автомобильные трассы. Премьер-министр Владимир Путин уже подписал правила, согласно которым будут работать обслуживающие новые дороги операторы, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на официальный сайт правительства российского государства.
Этот документ не станет открытием для тех автомобилистов, которые пользовались подобными трассами в Европе: российские правила практически аналогичны европейским.
Документ гласит, что плата за пользование дорогой может быть внесена непосредственно перед въездом на нее или предварительно, расплачиваться можно как наличными, так и картой.
Кроме этого, оператор имеет право не открывать барьер (шлагбаум) и не пропускать через пункт взимания платы пользователей, избегающих оплаты проезда, оплачивающих проезд в размере, меньшем установленного размера. Между тем, отказ оператора от заключения с пользователем договора при наличии возможности проезда по платной автомобильной дороге не допускается.
Пытаться проехать мимо пунктов оплаты и самостоятельно поднимать шлагбаумы правилами запрещено.
Если автомобиль на территории платной дороги сломался, оператор должен отвозит его на охраняемую стоянку и первые сутки машина может находиться там бесплатно.
Цены операторы будут формировать самостоятельно, но по определяемой правительством методике и учитывая утвержденный кабинетом министров максимальный размер платы. В документе указано также, что оператор не правомочен взимать какие-либо иные платежи, кроме оплаты проезда.
Оператор сможет ввести дифференцированный тариф для разных типов транспортных средств (для мотоциклов, легковых машин, грузовиков, автобусов и пр.). Тариф также может меняться в зависимости от времени суток или дня недели (скидки по выходным, например). Кроме того, оператор имеет право вводить скидки для автомобилистов в зависимости от частоты пользования магистралью, а также предоставлять льготный или бесплатный проезд отдельным категориям автомобилистов в соответствии с законодательством РФ - через отдельный терминал.
В целом, введение платных дорог нельзя назвать негативным явлением. В конце концов, такая практика существует во многих странах мира. Как утверждает министр экономического развития РФ Эливира Набиуллина, в нашем случае «у нас в стране абсолютно недостаточный уровень развития дорог, и за последние три года автомобильный парк возрос на 20%, а протяженность федеральных и региональных дорог - где-то на 3%. Часть дорог изношена. Введение платных трасс позволит серьезно развить сеть дорог в стране. И речь не идет о том, что расценки на платность дорог будут какими-то большими».
Вызывает серьезное беспокойство то, что вопрос с альтернативными бесплатными трассами остается открытым. В правилах говорится о том, что такой объезд должен существовать и что его схема должна быть размещена до въезда на платную магистраль.
Но и в Минэкономразвития РФ, и в Минтрансе испытывают другие настроения. Ранее они предлагали изъять это требование из закона о платных дорогах - якобы для ускорения развития транспортной системы России. По мнению заместителя руководителя Минэкономразвития Андрея Клепача, бесплатные объезды будут не нужны ни при строительстве старых, ни при реконструкции уже существующих федеральных трасс и переводе их на платную основу. По его мнению, если не строить платные трассы с нуля, а использовать для этого уже существующие магистрали после недорогой реконструкции, то это значительно снизит издержки оператора и позволит сделать стоимость проезда по ним максимально доступной для всех автомобилистов.
Правозащитники и на этот раз выступили против такой инициативы. Они утверждают, что отсутствие бесплатной альтернативы платным трассам идет в противовес одной из конституционных свобод - свободе передвижения граждан.
Госавтоинспекция не отстает
Если так пойдет и дальше, жителей России в будущем обяжут платить и за воздух. Что до настоящего времени, то пока растут цены на привычные государственные услуги. Так, очередным «радостным» известием для автомобилистов стала новость о новых размерах госпошлин.
Госдума РФ приняла решение о том, что с 29 января стоимость обязательных платежей при обращении в госавтоинспекцию возрастет почти в десять раз. Поправки в Федеральный закон №374 «О сборах за выдачу лицензий» депутаты приняли 27 декабря. Согласно данным изменениям, значительно повышаются пошлины за регистрационные действия в ГАИ. Льготные категории граждан, которым не нужно платить пошлины, сохраняются. Деньги пойдут в бюджет государства.
Дороже стал почти весь спектр оказываемых ГАИ услуг. Например, номера вместо 400 рублей, как сейчас, будут стоить 1500 рублей, паспорт автомобиля – 500 рублей, а не 100, как в настоящее время. Выдача свидетельства о регистрации и талона о прохождении техосмотра будут обходиться водителям по 300 рублей. Чтобы зарегистрировать свою машину в ГАИ, автомобилист должен будет заплатить 2600 рублей, что почти в четыре раза больше, чем раньше.
Зато положенные 100 рублей за прием экзаменов в ГАИ теперь не нужно будет отдавать: эти государственные пошлины Госдума решила отменить.