Джейсон Рейтман: «Герой Клуни — это я сам»

Сценарий «Мне бы в небо» автоматически претендует и на «Оскар»

Сценарий Джейсона Рейтмана «Мне бы в небо», получивший «Золотой глобус», автоматически претендует и на «Оскар». Впрочем, в копилке Рейтмана, с которым удалось встретиться корреспонденту «Труда», «Оскар» уже имеется.

— Вы, кажется, сказали, что любите путешествовать потому, что это спасает вас от одиночества?

— Нет, наоборот: я люблю путешествовать потому, что это одна из возможностей побыть одному, а для меня это очень важно, так как я сценарист.

— Вы пишете в самолете?

— Да, и большую часть «Мне бы в небо» я писал в воздухе, а также в аэропортах и отелях. У меня было такое чувство, что я нахожусь в голове Райана. Я одержимый путешественник, поэтому я хорошо знаю этот мир как с лицевой стороны, так и с изнанки. И я во многом похож на Райана Бингэма, которого так замечательно сыграл Клуни. Можно сказать, что герой Клуни — это я сам.

— Для чего вы показали процедуру увольнения, что именно вы хотели этим сказать?

— Я надеюсь, что вы никогда не найдете в моих фильмах какие-либо признаки морализаторства. Это не мое дело. Моя работа — показать портрет человечества так хорошо, чтобы зрители узнавали самих себя. Я надеюсь, что мои фильмы похожи на зеркало, в котором вы можете легко разглядеть самих себя. Именно так я снимал «Здесь курят». Либералы думали, что это про них. Консерваторы думали, что это их фильм. Но я не Майкл Мур — я не собирался показывать свою точку зрения о процессах, происходящих в современной экономике. Этот фильм отличается тем, что в нем полностью отсутствует торжественность и официальность в показе событий, тем более связанных с увольнением людей. Это история о человеке, который старается понять, кто он такой и чего он хочет от этой жизни. Именно об этом я и хотел снять картину. Но вы не узнаете в конце фильма, к чему он пришел. По нашей концовке можно судить о его прозрении, а не о том, что он сделал некий выбор.

— Интересно, что тип поведения Алекс, которую сыграла Вера Фармига, раньше считался мужским. А сейчас, когда женщины обрели финансовую самостоятельность, они стали намного проще относиться к взаимоотношениям. Вы с этим согласны?

— Меня окружают очень умные женщины, включая мою жену, которую можно назвать карьерной женщиной. (Жена Джейсона Рейтмана — актриса и сценарист Мишель Ли. — «Труд»). Феминизм обещал ей много всего нереального, в результате чего у нее произошел личностный кризис. Женщинам обещали, что они могут стать тем, кем только захотят, смогут иметь все, что только захотят. То есть что они смогут иметь все сразу — карьеру и семью. Однако никто не может иметь все сразу — ни женщины, ни мужчины: мы все должны чем-то пожертвовать. И однажды мы это понимаем.