Мать в большом городе

На экранах — фильм «Материнство» с Умой Турман в главной роли

Суть малобюджетной картины Кэтерин Дикманн выражается фразой ее главной героини: «Материнство — это когда ищешь свое «я» и отказываешься от него».

Элиза Велч (Ума Турман), мать двух маленьких детей, пишет эту фразу в своем эссе, которое хочет отправить на конкурс в интернете и, возможно, выиграть благодаря ему настоящую работу на сайте. Правда, как она справится с этой работой, непонятно: припасть к нетбуку у нее получается редко, потому что старшей надо устраивать день рождения, за младшим присматривать, с собакой гулять, посуду мыть, а припарковать машину в Нью-Йорке нереально.

Один день из жизни затурканной Элизы может и не вызвать жалости, потому что ничего страшного с ней не происходит: дети здоровы, машина заводится, а основные недостатки мужа (Энтони Эдвардс) состоят в любви к чтению и разбрасывании носков. Но режиссура Дикманн, тщательно отмерившей дозу скуки, и работа Умы Турман, сделавшей свою героиню обаятельной, помогают видеть за ее истериками и безалаберностью глубоко въевшуюся усталость, мечту оторваться от рутинной жизни и понимание, что мечта эта бессмысленна.

Элиза хочет быть писательницей, но пока ее хватает лишь на короткие, хотя и частые записи в блоге, к которым пишут суровые комментарии о том, что мать имеет право думать о себе, лишь отправив всех детей в колледж. В отчаянии Элиза пытается выяснить у интернет-продвинутой соседки по очереди за тортом, читала ли та ее блог: нет, не читала. В не меньшем отчаянии, желая славы, пишет новый пост о том, как ее беременная подруга (Минни Драйвер) мастурбировала в ванной с помощью заводной лодочки.

В абсолютном отчаянии вопит на мужа из-за того, что он написал несколько невинных замечаний на полях ее эссе, а потом пытается уехать из Нью-Йорка неведомо куда. Но есть двое маленьких людей, и это крепче крепкого держит Элизу на месте: какое творчество, тут посудомоечной машиной бы разжиться.

Дикманн поступила очень правильно, не добавив в фильм ни одной сцены идиллической семейной жизни: обычные дети давятся леденцами, собака страдает от проблем с желудком, а старая соседка не изрекает ни одной мудрости. Еще правильнее Дикманн поступила, сочувствуя своей героине довольно сдержанно. Веди уже себя спокойнее — ты мать. И не привлекай лишнего внимания — это многих славный путь.

Выбор

Три главные роли Умы Турман в кино

«Генри и Джун» (1990)

Эротический фильм Филипа Кауфмана о скандально знаменитом американском писателе Генри Миллере и его жене принес Уме первую славу.

 

 

«Криминальное чтиво» (1994)

Фильм Квентина Тарантино — один из десятки лучших за все времена по версии IMDb. Номинация на «Оскар» за роль Мии Уоллес.

 

 

«Убить Билла», «Убить Билла-2» (2003, 2004)

Дилогия про красотку убийцу Черную Мамбу. Кадр с голыми ногами — центральный, по мысли Тарантино, обожающего женские ступни.