ГОВОРИТЕ ГРОМЧЕ, НАМ ЗАПЛАТИЛИ

Вчера Мосгорсуд оправдал группу сотрудников МВД РФ, обвинявшихся в незаконном прослушивании телефонов и получении взяток. Таким образом, один из громких процессов последнего времени закончился полным провалом. А между тем "прослушка" давно уже превратилась в доходный бизнес.

Вчерашнее заседание было чистой формальностью. Накануне коллегия присяжных единогласно признала невиновными пятерых офицеров милиции. Их освободили прямо в зале, после чего судье осталось только формально подтвердить своим приговором этот вердикт. На оглашение приговора бывшие обвиняемые явились в респектабельных костюмах и с корзинами цветом для своих адвокатов. При этом они категорически отказывались сниматься и прятали лица от фото - и телекамер.
По версии следствия, в мае 2006 года у столичного бизнесмена Евгения Славинского возникла острая необходимость узнать, о чем говорят его жена и деловой партнер. Он обратился за содействием к сотруднику УВД Южного округа Москвы Борису Плотникову, и тот вывел его на сотрудников аппарата МВД Леонида Ведрова, Сергея Зубарева, Антона Зубкова и Федора Шанина. В итоге "заказ" попал в отдел специальных технических мероприятий. Почти месяц милиционеры слушали и записывали на компакт-диски все разговоры "объектов" и передавали их заказчику. По данным следствия, бизнесмен заплатил за услуги 42 тыс. долларов. В момент передачи денег милицейская контрразведка и задержала бизнесмена и всех посредников. Милиционерам предъявили обвинения по весьма редкой статье УК РФ "Нарушение тайны телефонных переговоров" и по обычной статье "Получение взятки". Коммерсанта привлекать не стали.
Как заявила вчера гособвинитель Светлана Дегтярева, следствие собрало достаточно улик, но произошел форс-мажор: "Мы будем обжаловать приговор как незаконный и неправомерный".
Рассуждая о причинах развала дела, эксперты отвергли некомпетентность или непрофессионализм следователей.
- Скорее всего, виной всему действительно форс-мажорные обстоятельства, которыми уже давно считаются суды присяжных, - рассказал "Труду" один из бывших следователей прокуратуры Москвы. - Сами же дела о прослушке хоть и редкие, но расследуются очень легко и без проблем обрастают крепкими доказательствами.
В качестве примера следователь привел недавнее дело бывшего оперативника УВД подмосковных Химок, частного детектива Равиля Батураева. Любой желающий за 300 долларов мог получить у него подробную распечатку всех звонков интересующего абонента. Делалось это так. Оперативник, состоящий в доле с Батураевым, приходил в офисы сотовых компаний и под предлогом проверки информации по уголовным делам получал распечатки. Следствию стало известно о почти трех десятках таких случаев, но обвиняемые отделались штрафом.
По данным сведущих людей, бизнес на прослушках процветает. Конечно, человек с улицы не может прийти в милицию и попросить прослушать чьи-то телефоны. Для этого есть детективные агентства, где работают бывшие сотрудники силовых ведомств. Как рассказал "Труду" один из московских прокуроров, они обращаются к бывшим коллегам и через них размещают заказ.
- Во всех подразделениях специальных технических мероприятий есть ограниченное число так называемых каналов прослушки, и все они расписаны по принципу "один оперативник - один канал", - рассказал источник. - Использование каждого канала находится под жестким внутриведомственным контролем и должно быть обоснованным и законным. Чтобы легализовать "левый" заказ, оперативники фабрикуют документы, согласно которым номер их клиента, к примеру, засветился в записной книжке матерого преступника и поэтому нужно его прослушать. Удовольствие недешевое.
- Прослушивание обычного человека или рядового бизнесмена стоит 3-5 тыс. долларов в день, а за банкира или политика могут попросить уже и 40 тыс. долларов в день, - рассказал "Труду" источник в органах. - За некоторые заказы оперативники могут и не взяться.
На стоимость заказа влияет и его срочность. Если свободных линий для коммерческого заказа нет, то оперативникам придется арендовать свободные линии у коллег. Это потребует дополнительных финансовых затрат.
- Использование канала оставляет множество следов, поэтому распутывать такие дела легко. Была бы только политическая воля остановить этот бизнес, - считает источник "Труда" в прокуратуре.